В Кабарде
В Кабарде с первых же пор введения ислама (в начале прошлого века) велась усиленная борьба между адатом и шариатом.
По преданиям, собранным Шорой Ногмовым, в прошлом веке подлежали суду по шариату не только гражданские, но и уголовные дела, — за обычаем оставались только дела по спорам и тяжбам князей с узденями и дела узденей с холопами 3. «Народным условием», составленным на собрании кабардинцев после прекращения чумы в 1807 году, суд по адату сделан был сословной привилегией высших классов (князей и узденей), простолюдины были подчинены по всем делам шариатскому суду мулл (кади) 4. Сословные различия, установленные «народным условием» 1807 года, существовали в Кабарде до времен генерала Ермолова. В изданном им «Наставлении Кабардинскому суду» (1822) за шариатом признано общее действие, без прежних сословных различий, главным образом, по делам религиозным («до веры и совести касающимся»), семейным (несогласие между мужем и женой, родителями и детьми) и «вообще по делам, не имеющим улик, ясных доказательств и письменных свидетельств». Если вы любите теннис, тогда вам нужна теннисная ракетка, которую купить можно тут.
Время господства Шамиля отразилось и в Кабарде преобладанием шариата над адатом: в официальном сборнике кабардинских адатов 1844 года, представляющем собственно пересмотр «древних обрядов» кабардинцев, находим правило, установившее «на будущее время решать в Кабарде всякие дела по шариату, кроме касающихся черного народа, который не согласен на это», т. е. на подчинение шариату 6. С 60-х годов, вместе с преобразованием местного народного суда, компетентность шариата в Кабарде установилась на тех же основаниях, как и в других частях Кавказа: по шариату решаются только дела, касающиеся религии и совести, и дела брачные.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.