Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран (ч.1)

08.07.2011 Автор: Рубрика: Шпаргалки по ИГПЗС»

как стать отличником

как стать отличником

 

  1. 1. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран.

Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они напрямую отно­сятся как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран – правовая (юридическая) наука, по­этому она входит в число основных учебных курсов, кото­рые представляют собой неотъемлемую часть и необходи­мый элемент высшего юридического образования.

Предметом истории государства и права зарубежных стран является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития – с другой. Ведь важно не только выявить тенденции развития права и государственного строя, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и в их взаимосвязи.

Основными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являются конкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический, структурно-функциональный, культурологический, системно-структурный, cтатистический и формально юридический методы. Конкретно-исторический метод предполагает рассмот­рение государственно-правовых явлений в тех особых и не­повторимых условиях, в которых они сложились и получи­ли развитие, т.е. в той социальной среде, которая обуслов­ливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Уже на начальных сту­пенях своего развития государство и право представляют собой достаточно слож­ные социальные образования. Поэтому в историко-правовых иссле­дованиях важное значение имеет системный анализ, с помо­щью которого возможно выделение из всей взаимосвя­занной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отра­жаются существенные признаки или же, наоборот, непов­торимые особенности конкретных государств или правовых систем. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Исполь­зование сравнительного метода позволяет выя­вить некоторые общие закономерности и совпадающие при­знаки в развитии государства и права в одно и то же вре­мя, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение). Структурно-аналитический метод предполагает изучение отдельных элементов государства и права, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов государства и права с другими социальными явлениями. Разновидностью структурного метода является метод структурно-функциональный. Его задача – помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития. В целом структурно-аналитический метод позволяет изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы и их функции. Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, как императив цивилизационного типа, который довольно рельефно отражается в морали и религии. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов; их внутренние и внешние связи; выявление так называемых системообразующих элементов. Вышеназванным методом осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. Статистический метод наука использует при исследовании количественных сторон любого исторического процесса. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных тенденций, связанных с массовыми явлениями. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие стороны процесса. Формально-юридический метод предполагает изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права.

 

 

2.Древнейшие города-гос-ва Месопотамии (III тыс. до н.э. –I в до н.э.). Периодизация истории. Государственный строй и социальная структура общества.

В южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом, стали возникать города-гос-ва в конце IV – н. III тыс. до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или групп общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. Ко второй трети III  тыс. до н.э.  в городах-прото-государствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигло нескольких тысяч человек. Здесь уже появились социальные различия, выделилась родовая аристократия, обладающая большими участками земли. В III тыс. до н.э. появляется и царско-храмовое хозяйство благодаря отделению храмовых земель от общинных. Общинные земледельцы больше не участвуют, как раньше, в обработке храмовых земель, а уплачивают ренту-налог в храмовую казну, земли же храмов обрабатываются различными категориями зависимого люда, рабами.

Появление городов -государств вместе с набирающими силу прощессами социального расслоения коснулись прежде всего двух племенных групп, неселяющих Южное Двуречье: шумеров (центром был Урук); аккадян (ценром был Аккад). На соц-эконом. И полит. Развитие Двуречья большое влияние оказало то обстоятельство, что города- гос-ва появлялись здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлым и кочевым народом, инокультурными племенами.

Раннединастийная эпоха истории Двуречья была периодом ожесточенной борьбы соседних городов-гос-в за политическую гегемонию, а их правителей- за упрочнение и расширение своей власти за счет покорения соседей.

Соц. структура Месопатамского общества была довольно сложной, потому что была связана: 1) с многоукладным хар-ром экономики; 2) незавершенностьб процессов образования классов; 3) ранним и относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным образом в царско-храмовом хоз-ве и не затронувших, в значительной мере общинного производства.

В гос-вах Др. Месапотамии главных источником права стал писаный законодательный акт, который был принят по воли правителя, того или иного царства. Значительное место в зак-ве Месапотамии занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу чел-ка, влекущие за собой наказание в форме возмещения этого ущерба; кража, нанесение телесных повреждений, нарушение собственнических прав господина на раба, колдовство, насилие над женщиной и т.д. Суровые наказания предполагались за лжесвидетельство, клевету.

Отличительная черта Месапотамского зак-ва – его жестокость. Большое кол-во преступлений каралась смертной казнью, применявшейся и по принципу Талиона не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности.

Смертная казнь могла быть в форме сожжения, утопления, сожания на кол; существовали и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отризание уха, языка и т.д.

 

 

3. Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы. Составлен в XVIII в. до н.э. по указанию и, возможно, с участием самого Хам­мурапи. Законник обнаружили французские археологи в 1901 году. Черный базальтовый столб, на котором высечен текст законов, сохра­нил изображение Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. Он со­стоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и заключения. Следуя , Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия.

Источниками сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство, судебные казусы.

При царе Хаммурапи собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Законодательству Хаммурапи были известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен­ных аренде поля, сада, даже еще не освоенной земли. В Законах упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы под­робно регулировали следующие положения:

  • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
  • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком (20 % годовых в случае займа денег, 33 1/3 годовых в случае займа зерна);
  • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.

Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ­лялась в письменной форме при свидетелях; существовал своеобразный «гарантийный срок», например, 1 год при продаже раба; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество; сохраняла право на принесенное ею приданое; имела право на ; могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей; отдавать их в качестве заложников за свои долги; отре­зать язык за злословие по поводу родителей. Хотя и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапи являлась наследование по закону. В качестве на­следников выступали: дети, в том числе усыновленные; внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Однако из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений: против личности (неосторожное убийство; различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечалось причинение побоев); имущественные (кражу скота, ра­бов); против семьи (прелюбо­деяние, т.е. неверность жены, но не мужа,  кровосмешение, действия, подрывающие авторитет отцовской власти).

Целью наказаний- возмездие. Основными видами наказаний являлись: 1)смертная казнь в различных вариантах: сожжение, утопление, сажание на кол; 2) членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание языка и т. п.; 3)денежные штрафы; 4) изгнание из общины.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» – «равное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

Ведение процесса по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст.2 Законов). Согласно нормам процессуального права обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

 

 

4.  Древний Египет (XXVIII-XIIвв. До н.э.). Периодизация истории. Организация государственной власти. Социальная иерархия и общественные институты.

Древний Египет, как гос-во сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, в которой располагалось по нижнему течению реки Нил. Перед образованием единого египетского гос-ва на его тер-и было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли правители – номархи. Изначально номы объединились в две самостоятельных гос-ва: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон Верхнего Египта Менес  утановил контроль над своей тер-й страны.

История Др. Египта делиться на ряд периодов: 1) Период Раннего царства ( 3100- 2800 гг. до н.э.), время царствования первых трех династий египетских фараонов. 2) Период древнего царства ( около 2800-2250 гг. до н.э.) в который включается время царствования 3-4 династий египетских фараонов. 3) Период Среднего царства ( около 2250 – 1700 гг. до н.э.) – время царствования 11-12 династий египетских фараонов. 4) Период нового царства ( около 1575 – 187 гг. до н.э.) – время царствования 18-20 династий египетских фараонов.

Государственный строй. Это гос-во было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключ. Кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюрократический аппарат, в кот. входили правители номархи; храмовые жрецы; вельможи; царские чиновники различных рангов. Фараон: был главным законодателем и судьей; от него, по мнению египтян, зависели урожай, справедливость в гос-ве и его безопасность; ему принадлежало верховное право на земельный фонд; власть передавалась по наследству; но его власть сдерживалась религиозно-моральными нормами справедливости (маат).

Общ. строй. Госп. класс др. общ-ва сост. рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется: древностью рода; величиной землевл.; и занимаемой должностью. Бюрократия в Др. Ег. была силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной. Осн. масса сельского населения лично-свободно, жила в деревнях (сельских общинах). Росло значение раб. труда. Ист: военнопленные, кабальные договоры. Население сложилось из объединенных хаттских племен: 1)политическая власть сосредоточена в одном центре; 2) права и собственность определяются центральной властью; 3)собственность слабо гарантирована; 4)в обществе и государстве преобладает произвол (деспотизм фараона).

Социальная иерархия: Фараон – сын Ра, Везир – чатти, Жрецы, высшие вельможи, Чиновники, Стражи, Земледельцы (общинники), Рабы.
Общественные институты: Община, патриархальная семья, управляющие сословия: чиновники, жрецы, писцы, контролеры. Жрецы были самыми уважаемыми, они составляли законы, которые не дошли до нас.

 

5. Древнеегипетское право. Брачно-семейные отношения. Собственность и договорные отношения. Суд и процесс.

Источниками права в Древнем Египте были 1. правовые обычаи. 2. Указы фараона. 3. Религиозные тексты (книга Мертвых). 4. Вещания жрецов оракулов. 5. Международные договора.

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

Существовали несколько видов договоров – договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные – убийство священных животных, чародейство; 3) против личности – убийство; 4) против собственности – кража; 5) преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Виды наказаний: * * тюремные заключения * членовредительство * смертная казнь.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил форализованный характер. В качестве доказательств служили свидетельские и вещественные доказательства. Допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

 

 

 

6.Древняя Индия (VIIIтыс. До н.э.-II в. н.э.). периодизация истории. Варно-кастовая социальная структура и организация власти.

Гос-во образов. в пятиречье Инд и Ганг. 2-я пол 2 го тысяч-я на индию нападают Арийские племена. Разгром. Начин. имущ. неравенство. на 4 варны. Втор. пол. 1-го тысяч-я. начало б-бы гос-в Кошалы и Магадхи (победа). Возн. династия Маурьев. В империи маурьев раздел. центральное и местное управление. Центр. – монарх + паришад (совещ. орган при царе-8 высш. сановников) + чиновники (по разл. сферам). За этим следят шпионы. Местное. Страна ÷ на провинции (во главе царские фамилии), округа (чиновники), области и деревни (староста – сбор налогов, поддерж. обществ. порядка, сбор сходок)

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы – варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии – варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну – вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Государственный строй. Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

 

 

7.Законы Ману- основной правовой документ Древней Индии. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений. Преступления и наказания.

Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману – закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет).  Среди основных видов собственности Законы называют землю ( была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти – под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна для самостоятельности”. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось. Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое.

 

8.Древний Китай (IIIтыс. До н.э.- I в. до н.э.). Периодизация истории. Общественный и государственный строй.

В Китае складываются сословно-классовые границы между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили

в социальную лестницу. Рабы в Древнем Китае жили семьями. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие – сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой с определенных общин, территорий. привело к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство. Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из одной партии власти в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства – ремесленники.

Государственный строй. Во главе государства стоял наследственный Ван (император). Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника вана, именуемые “тремя старцами”. Каждый из “старцев” руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное – производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ – занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся Ван (император)

 

 

10. Происхождение славян. Понятие «прародина славян». Славяне в VI-VIIIвв. н.э. Зарождение права у древних славян.Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. С конца IV века н.э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV – VIII веков. Это явление носит название Великого переселения народов.  Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг – Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север – по Восточно-Европейской равнине; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами.  В ходе перемещений и расселения (VI v VIII века) у славян, так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер. Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные.

 

 

  •  
Метки текущей записи:
, , , , , , , , , , , , , , , ,
Автор статьи:
написал 5594 статьи.
Комментарии:

Комментариев (2) »

  • Кристи пишет...
    26.12.2011 в 00:05

    блин а как их скачать???

  • altana пишет...
    10.01.2012 в 18:32

    аналогичный вопрос

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.