Судя по словам Шамиля, и то и другое мнение вполне
Судя по словам Шамиля, и то и другое мнение вполне ошибочны или по крайней мере нимало не сходны с тем понятием об абреках, которое имеет Шамиль и все гд>рцы. На вопрос мой: „Что такое абрек?” — Шамиль объяснил, что абрек — то же, что эмигрант, ускок, беглец.— Дагестанскую милицию (иррегулярная конная жандармерия из горцев-добровольцев. В ней служило немало перебежчиков с земель, подвластных имамату, в том числе кровники самого Шамиля и его приближенных. — В.Б.) знаешь?— Знаю.— Вот это абреки… А знаешь, что ваши мирные горцы бегали от вас и являлись ко мне?— Знаю.— Вот это тоже абреки. Больше нер> (Дневник полковника Рунов ского: 1904, 1422-1423).Постепенно в XIX — начале XX в. термин снова, но уже не так сильно меняет свое значение, превращаясь и для северокавказских му сульман, и для российских военных и гражданских чиновников, служив ших на Кавказе, в «благородного разбойника из кавказских горцев». Одним из первых эту трансформацию подметил М.Ю.Лермонтов (Дермонгов: 1976, IV, 12). Генерал-майор Б.Н.Полозов, перед револю цией служивший в жандармерии Елизаветпольской губернии (сейчас Северный Азербайджан) и сам боровшийся с абреками, пишет, не скрывая уважения к своим бывшим противникам: «Часть разбой ничьего люда… на Северном Кавказе называют абреками, а на юге, в Закавказье, — кочахами (искаж. гачаг), т.е. „беглецами” (ср. тур. кадак— „беженец”; азерб. гачаг—„разбойник, дезертир, контра бандист”; см.: Дхшдалаев: 1990, 161.—В.Б.). Абреки, или кочахи, ничего почти общего с русскими разбойниками, в первую очередь ворами и грабителями, не имеют.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.