При его поддержке дагестанский историк Т.М.Айтберов
При его поддержке дагестанский историк Т.М.Айтберов смог опубликовать интересную подборку арабских источников по дагестанскому адату XVIII—XIX вв. (Хрестоматия по истории права и государства Дагестана: 1999,1-II).В последнее время понятие «правовой плюрализм» и его синонимы часто появляются в работах зарубежных и отечественных этнологов и юристов по России вообще (см., например, недавнюю работу: Martin: 2001) и Северному Кавказу в частности (Мусаева: 1995, 146; Перший, Смирнова: 1998, 81; Обычное право и правовой плюрализм: 1999, 5, 7, 210; Человек и право: 1999, 109-110; Бабич: 1999, 4-5). Применение этой концепции к кавказским материалам кажется мне вполне оправданным. Она помогает лучше понять особенности разви тия соиионормативной культуры горцев, сначала входивших в мест ные негосударственные правовые пространства, а затем оказавшихся в составе Российской империи и СССР.Действительно, уже первые дошедшие до нас достоверные источ ники говорят о множественности систем права по всему Кавказу. Политической раздробленности и этноконфессиональной пестроте края соответствовало многообразие форм обычного права (Агларов: 1988, 166). В социальных полях клана, сельской обшины, союза общин, ханств адат сочетался с местными интерпретациями правовых норм шариата в его ханафитской и шафиитской редакциях у мусульман или с церковно-каноническим правом у православных христиан и не до конца исламизированных народов. Л о присоединения к России такие социальные поля либо были абсолютно независимы и не подчи нялись государству, либо находились в разной степени зависимости от него.Действительно, уже первые дошедшие до нас достоверные источ ники говорят о множественности систем права по всему Кавказу. Политической раздробленности и этноконфессиональной пестроте края соответствовало многообразие форм обычного права (Агларов: 1988, 166). В социальных полях клана, сельской обшины, союза общин, ханств адат сочетался с местными интерпретациями правовых норм шариата в его ханафитской и шафиитской редакциях у мусульман или с церковно-каноническим правом у православных христиан и не до конца исламизированных народов.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.