ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И
Лекций – 2 часа
Семинарских занятий – 2 часа
В лекции рекомендуется рассмотреть следующие проблемы:
-
Политическое сознание.
-
Политическая идеология.
-
Политическая культура.
Примерный план семинарского занятия
-
Понятие, социальные носители и аксиологический аспект политического сознания.
-
Уровни и типы политического сознания.
-
Уровни, специфика и функции политической идеологии.
-
Политическая культура: носители, типы, национальные черты.
Основные положения темы
1. В самом общем виде сознание означает высший уровень духовной активности человека. С социологической точки зрения сознание есть отображение в духовной жизни людей их общественного бытия. Соответственно и политическое сознание является отражением в духовной жизни людей всего разнообразия политической жизни, ее явлений и процессов. Одновременно политическое сознания выступает атрибутом политического действия. Будучи имманентным свойством каждого социального субъекта, оно выступает в качестве активного начала в политике, может прогнозировать общественную практику. Вместе с тем, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, это может приводить к волюнтаризму в политике.
Социальными носителями политического сознания являются субъекты политических отношений. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, всего общества. Каждый субъект вырабатывает свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и присущими всему обществу видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь.
В политическом сознании наряду с результатами собственно познавательной деятельности, т.е. объективным знанием, присутствует и аксиологический, субъективно-оценочный аспект. Каждый субъект во главу угла ставит свои оценки различным явлениям социально-политической действительности. Но наиболее существенное влияние на политическое сознание общества оказывают экономически господствующие социальные силы. Вместе с тем политическое сознание имеет и общенациональное содержание, т.е. присущее всем социальным сообществам и индивидам. Личностные, групповые и общенациональные элементы политического сознания находятся во взаимодействии и взаимовлиянии. На различных этапах общественного развития доминируют те или иные из них. Если возникает угроза безопасности страны, на первый план выходят общенациональные интересы. Перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании превалируют общечеловеческие ценности.
Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни. Обыденный – это совокупность политических взглядов и идей, оформившихся на непосредственном, будничном восприятии общественной жизни. Обыденное сознание не проникает в сущность политических процессов, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. В содержательном отношении оно характеризуется отрывочностью, несистематизированностью, размытостью. Эмпирический уровень – складывается на основе более или менее систематизированных знаний и представлений о политической жизни. Как и обыденному, эмпирическому сознанию присущи чувства, настроения, эмоциональное восприятие политических событий. Теоретический уровень представляет собой наиболее высокую ступень в познании политической реальности. Он предполагает научное осмысление фактов и явлений, закрепляется в виде научных понятий и категорий, а также теорий, учений, концепций.
Все многообразие политических взглядов и позиций классифицируется по различным основаниям. В советской обществоведческой традиции выделялось буржуазное, мелкобуржуазное и пролетарское политическое сознание. В нынешних условиях коренных изменений в социальной структуре такая классификация уже не отражает всего многообразия его типов. В зависимости от исповедуемых субъектами идеалов и ценностей сейчас выделяют либеральное, консервативное, социалистическое, интернационалистское, националистическое политическое сознание. В связи с отношением социальных субъектов к государству выделяются этатистский и анархистский типы. В зависимости от приверженности к формам политического устройства общества можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. В зависимости от характера социальных действий – консервативный, радикальный, реформистский и революционный.
Однако следует иметь в виду, что тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается редко. Типы находятся в сложном диалектическом взаимодействии, что предопределяется как уровнем сознания, так и жизненным опытом.
2. Субъективно-оценочную сторону сознания социальных субъектов отражает политическая идеология. В современных условиях утвердилось понимание идеологии как формы выражения интересов противостоящих социальных групп и общностей. Под идеологией принято понимать систему взглядов, идей миропонимания, в которых осознаются социальные проблемы взаимодействия людей, содержатся цели и программы социальной деятельности. Идеология есть совокупность, система философских, политических, экономических, правовых и иных взглядов социальных групп и общностей. Внешними формами проявления идеологий выступают учения, концепции и доктрины. В современных условиях наряду с государственной, партийной, буржуазной и иными идеологиями выделяются гуманитарная, экономическая, экологическая, идеология прав человека и т.п. Каждый социальный субъект стремится представить свою идеологию как выражение интересов всего общества.
Политическая идеология – это совокупность понятий, представлений и идей, раскрывающих социально-политические позиции и интересы субъектов политических отношений. Она призвана оправдать притязания той или иной политической силы на власть. В политической идеологии выделяются два плана: явный и скрытый. Первый представлен открытыми идеями, второй выясняет, чьи интересы выражает и оправдывает данная идеология.
Политическая идеология – многоуровневый феномен. В ее проявлении выделяются высший, средний и низший уровни. Высший, или теоретико-концептуальный, – это объяснение в виде теорий, концепций социально-политической действительности. На среднем, или программно-политическом, – идейные принципы и установки трансформируются в политические программы. На низшем, или обыденно-актуализированном, проявляются политическая активность, степень освоения принципов и целей данной идеологии.
В ряде случаев люди оценивают идеологию как ложные, иллюзорные представления. Это обусловливается тем, что, во-первых, в политике нередко пропагандируются оторванные от практики идеи; во-вторых, противостоящие социальные субъекты стремятся абсолютизировать собственные идеи; в-третьих, социально-политические идеалы одной эпохи представляются противоестественными и фантастическими в других исторических условиях. В ряде случаев политические идеи принимаются людьми как истинные без строгих доказательств этого.
Специфика социально-политических идей состоит в том, что осмысление людьми действительности переплетается с представлениями о том, какой она должна быть. Практически нет нейтральных политических теорий, лишенных какой бы то ни было связи с интересами социальных субъектов. В то время как естественнонаучные теории в идеологическом отношении в основном нейтральны. В современном мире существует множество социально-политических теорий, учений, доктрин и концепций. Это консервативные, либеральные, анархистские, социалистические и другие идеалы общественного устройства. Они борются и конкурируют друг с другом, разрабатывают соответствующие политические идеологии.
Политическая идеология выполняет две социальные функции – познавательную и мобилизующую. Познавательная состоит в том, что субъекты получают определенную сумму знаний о социально-политической действительности и о своем месте в ней, хотя представленная в ней картина и бывает искаженной. Это обстоятельство ограничивает познавательную функцию. Мобилизующая, или прагматическая, состоит в том, что политическая идеология является руководством к действию, намечает общие направления развития общества, формулирует задачи социальной деятельности. Политическая идеология выступает необходимым средством организации жизнедеятельности общества.
3. В политологии существует множество подходов к определению понятия «политическая культура», пониманию ее соотношения с политической системой. Несомненно, однако, что это исторически сложившиеся, относительно устойчивые, основывающиеся на опыте предшествующих поколений политические представления, убеждения и установки, а также стереотипы и нормы политического поведения. Политическая культура несет в себе печать исторических традиций, национальных, культурных, религиозных, географических и иных факторов, унаследованных от прошлого. Понятия «политическая культура», «политическое сознание» хотя и близки по содержанию, но не тождественны.
Носителями политической культуры являются субъекты политических отношений, и прежде всего первичные, т.е. индивиды, социальные группы, классы, нации, общество. Политкультура общества – это преимущественно политкультура доминирующих социальных слоев. Политическая культура личности зависит от социальной среды, хотя характеризуется и индивидуальными чертами.
Между политической культурой и политической системой существует тесная взаимосвязь. Она выполняет определенные функции по обеспечению жизнедеятельности политически организованного сообщества. Основными функциями политической культуры являются интегративная, коммуникативная, регулятивная и функция политической социализации личности.
Политкультура – сложный социально-политический феномен, имеет свою структуру. В ней выделяются когнитивный (познавательный), нормативно-оценочный и эмоциально-психологический элементы. Когнитивный составляет типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни. Нормативно-оценочный компонент – это политические ценности, нормы, цели, идеалы. Эмоционально-психологический содержит чувства и переживания, испытываемые социальными субъектами в связи с их участием в политической жизни. Все они, с одной стороны, относительно самостоятельны, с другой – тесно взаимосвязаны. Результатом этих составляющих элементов выступают политические установки и ориентации социальных субъектов. Они отражают внутреннюю готовность к принятию определенных стереотипов поведения.
В реальной действительности существует многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей. При их классификации выделяют патриархальный, подданический и активистский типы политической культуры. Патриархальная – это политическая культура общины, деревни или региона. Подданическая отличается ориентацией на политическую систему, результаты деятельности властей, но слабым участием ее носителей в обеспечении функционирования этой системы. Активистская, или культура участия, наоборот, ориентируется на активное участие в политической жизни общества. В результате смешения этих чистых типов возникают партиархально-активистская, подданическо-активистская и патриархально-подданическая. Каждая из них определяется как гражданская культура.
В любом обществе существуют также и политические субкультуры. Это совокупность политических ориентаций, отличающихся от доминирующих в данном обществе. Различают субкультуру интеллигенции, творческой элиты, государственных служащих, молодежи, женщин и др. Иногда субкультуры настолько отличаются от политической культуры общества, что их рассматривают в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры.
Национальные черты политической культуры связываются с понятиями «национальный характер», «национальный менталитет» (лат. mena – ум, образ мыслей, душевный склад). Национальный характер, или менталитет, складывается на основе традиций, культуры, социальных структур, внешней природной среды обитания человека. Национальный менталитет – это способ видения мира, комплекс образцов социального действия, регулирующих поведение народа.
Примерные темы докладов и рефератов к теме № 8
-
Политическое сознание и общественное мнение. Подходы и определения.
-
Политическое сознание как отражение социально-политического бытия.
-
Массовое сознание и его функциональная роль.
-
Политическая наука и политическая идеология.
-
Политическая идеология как форма общественного сознания.
-
Основы идеологического фундамента белорусского общества на современном этапе.
-
История становления идеологии независимой белорусской государственности.
-
Политическая культура как особый тип индивидуальной и групповой культуры.
-
Типы политической культуры. Понятия «национальная ментальность» и «национальный характер».
-
Политические субкультуры.
-
Политическая культура в Беларуси: история и современность.
Литература
Ерышев А.А., Рыбалко В.А. Политическая культура личности. Киев, 1985.
Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983.
Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1991.
Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент: Доклад на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы // Народная газета. 2003. 29 марта.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т.3.
Мельник В.А. Политология: Учеб. Мн., 2002.
Михальченко. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев, 1981.
Политология: Учеб. для вузов / Под ред. проф. С.В. Решетникова. Мн., 2001.
Политология: Курс лекций // Под ред. В.А. Бобкова и др. Мн., 1996.
Политология: Учеб. для вузов / Отв. ред. проф. В.Д. Перевалов. М., 2001.
Политология в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
Политология для юристов: Курс лекций. М., 1999.
Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василька. М., 2000.
Политология. Проблемы теории. СПб., 2000.
Рябков И.А. Политическая культура // Вестн. МГУ, Сер. 12. Соц.-полит. исследования. 1991. № 1.
Сергиенко П.А. Массовое политическое сознание: проблемы формирования и развития. Киев, 1991.
Социальный идеал и массовое сознание: Историко-культурологическое исследование. М., 1992.
Контрольно-консультационные вопросы
к коллоквиуму по темам 3–8 (2 часа)
-
Политика и политические отношения: понятие и сущность.
-
Субъекты политических отношений.
-
Понятие и существенные черты политической власти.
-
Субъекты политической власти.
-
Легитимность политической власти.
-
Демократия как форма политической жизни.
-
Политическая система общества: понятие, компоненты, структура.
-
Основные типы современных политических систем.
-
Государство как основной политический институт: элементы, функции, формы.
-
Правовое государство, его сущность и принципы функционирования.
-
Соотношение между правовым государством и гражданским обществом.
-
Политические партии: понятие, функции, правовой статус и типы.
-
Партийные системы: понятие и типы.
-
Общественные организации и движения: понятие, политическая роль, основные разновидности.
-
Мировоззренческая основа государственной идеологии Республики Беларусь.
-
Государственная идеология Республики Беларусь и общественные объединения.
-
Нелегальные вооруженные формирования и группы.
-
Политическое сознание: понятие, сущность, структура и типы.
-
Политическая культура: понятие, структура, типы.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.