На народном собрании
На народном собрании (за-уча) князь занимает первое место и имеет решительное (а иногда и полновластное) влияние на решение собрания. Но для этого нужно, чтобы князь был рыцарь (тле-хупх) и имел дар слова, тогда он — первый «язык народа» (тлегубзыг).
Судебная расправа делается по обычаям (адату), но князь, принимая кого-нибудь под свое покровительство, может ускорить разбирательство.
Когда князь умирает, оставив несколько сыновей, то народ обыкновенно разделяется на части, и каждый тляхотляж со своим аулом признает своим князем того из сыновей умершего князя, который ему нравится. Так, по преданиям, гатюкаевцы отделились от темиргоевцев и образовали два отдельных народа К Бывают случаи, что и при жизни князя часть народа переходит от него к другому, младшему, брату. Так, жена Джембулата темиргоевского, урожденная Конокова, враждовала с женой егерукаевского тляхотляжа Мамат-Али Бзагумова. Бзагумов с частью егерукаевцев перешел от Джембулата к младшему его брату Шеретлуку Болотокову, и затем, переселившись с ним на Лабу, они покорились русским. Видя себя оставленным большею частью народа, Джембулат с остальным народом переселился к бежавшим, покорился России и тем восстановил единство своего владения.
В случае разделения народа на части, в интересе князя было помирить и уничтожить неудовольствия — народ опять соединялся под властью князя.
Случаи пресечения дома владетельного князя очень редки. Тогда тляхотляжи должны выбрать себе в князья одного из родственников умершего князя. Рассказывают, что некогда князь Болотоков, убитый в деле, оставил молодую жену без потомства. Тляхотляж Догужиев на первых же порах убедил молодую княжескую вдову иметь с ним связь, и родившийся от этой связи сын был признан всеми тля-хотляжами законным сыном Болотоковых и наследовал в-ласть.
1 В одной старинной черкесской песне сохранилась память о подобном разделении народа. По смерти князя народ пожелал разделиться. После долгих совещаний оба княжеских сына приказали народу уложить свое иму-щество на арбы и быть готовыми к движению. На следующий день с рассветом оба молодых князя, сев на лошадей, поехали шагом каждый в разную сторону. Часть народа (кто как хотел) последовала за одним, часть — за другим княжеским сыном. К вечеру оба князя остановились за 40 верст один от другого, и жители, сгруппировавшись около своих князей, построили сакли и с этого времени образовали два самостоятельных народа.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.