ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «РИТОРИКА». Шпаргалки по риторике
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «РИТОРИКА». Шпаргалки по риторике
Учетная запись БИП – студенческий сайт | b…
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «РИТОРИКА».
- Риторика как наука.
Риторика – это наука о способах убеждения преимущественно языкового воздействия на аудиторию, с учетом особенности этой аудитории и в целях достижения желаемого эффекта.
- Основные направления в истории риторики.
Теоретическая |
Догматическая (школярская) |
Цели |
|
Убедить с помощью доказательств |
Красиво сказать, убеждение отходит на второй план и может вообще не являться целью выступления. |
Представители |
|
Аристотель |
Квинтилиан |
Взаимодействие с другими науками |
|
Взаимодействует с такими науками как: философия, диалектика, этика, политика… |
Противопоставляет себя другим наукам, является самодостаточной |
Понятийный аппарат |
|
Постоянно расширяется круг используемых понятий |
Использует устоявшийся круг понятий |
Развитие направления |
|
Изменяется и развивается на протяжении всего времени |
Стабильно, неизменно |
- Восстановление внимания аудитории.
Повысить или понизить громкость звучания голоса (3-5 раз не более).
Сделать паузу (не более 5 секунд, 3-5 раз).
Создать громкий звук (очень осторожно).
Рассказать веселую историю (развеселить).
Сделать перерыв (не более 10 минут).
Корректно попросить удалиться из аудитории.
- Внешний вид оратора.
Носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.
Эти требования особенно важны, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе. Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить большее своеобразие во внешнем облике. Женщина – нет. Требования, которые предъявляет к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.
- Роды и жанры красноречия.
Роды красноречия |
Жанры (виды) |
1.Социально-политическое красноречие | Выступление на социальные, общественные, политические темы. Военно-патриотические темы. Новомодные и идеологические речи. Дипломатические речи. Выступление на митингах… |
2.Академическое красноречие | Любые выступления, носящие научный характер. Курсовые и дипломные работы. Лекции. |
3.Судебное красноречие | Защитительная речь. Обвинительная речь. Самозащитительная речь. Речь председательствующего в процессе… |
4.Церковно-благословский род | Проповеди. Речи на соборах. Траурные речи. |
5.Социально-бытовое красноречие | Юбилейные речи. Торжественные речи. Тосты. Анекдоты. Любые юмористические речи. |
- Судебное красноречие.
- Монологические речи.
- Диалогические речи.
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.
При обучении Диалогической речью нужно развить следующие умения:
Запросить информацию, уметь задать вопрос.
Ответить на вопрос собеседника.
Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).
Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.
Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность
- Правило и состав инвенции.
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То
есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для
этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).
10. Фактический материал.
Фактический материал – это, то с помощью чего мы иллюстрируем наши мысли (наглядное пособие, цитаты, статистический материал, ссылки на авторитетные источники…).
Требования по использованию:
- Статистический материал (цифры и числа по возможности округлять до 5 или до 10, даты произносить в разговорной форме. Сначала определить тысячелетие, век, годы (1987,1983,1989).
- Цитаты, нельзя ссылать на неизвестные источники. Обязательно называем автора и по возможности источник. Цитаты передаются дословно, если забыли, хотя бы одно слово, обязательно ставим известность аудиторию, что передаем смысл.
- Стихотворная форма. Знаки препинания: повышение тона - , понижение тона - , ключевое слово - , чтение без пауз - , пауза - .
- Информацию, которая необходима, лучше всего записывать на карточках (используя легкий картон). Не более 6-7 карточек (краткие тезисы выступления). Тезисы записываются без вводных слов. Если используется определение, то оно записывается дословно. Обязательно ссылка на источник, который используется в выступлении.
11 .Правило диспозиции.
Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:
1)введение;
2)предложение;
3)повествование;
4)подтверждение;
5)опровержение;
6)заключение.
12. Правило элокуции.
Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
13. Классический и современный подходы к построению речи.
14. Стили речи.
Научный стиль – используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Официально-деловой стиль – используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др. Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию.
Публицистический стиль – используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации
Художественный стиль – используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Задача стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя
Разговорный стиль – используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме. Задача речи – общение, обмена впечатлениями.
15. Фигуры речи.
Риторическими фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Различают фигуры мысли и фигуры слова. К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д. Фигуры слова – к ним относятся: антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Повторы. Инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентируя внимание на перестановленном слове. Градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания признака. Хиазм – построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы перевернутым отражением первой. Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются, применение этой фигуры создает эффект экспрессии. Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых. Апосиопеза – недоговоренность.
16. Тропы.
Троп – это поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы делятся на две группы – тропы слов, используемых для усиления выразительности (сравнение, метафора), и тропы украшений (эпитет, ирония).
19. Процесс слушания.
Трудность процесса слушания связана с тем что: это не активное времяпровождение; мы думаем быстрее, чем говорим; это физически тяжелая деятельность. Понимание этих моментов может психологически облегчить работу слушателя.
Методика эффективного слушания включает следующие приемы:
делайте пометки – спрашивая разрешения, не пряча их, переспрашивая для лучшего понимания;
стимулируйте интонации докладчика;
выглядите заинтересованным и бдительным;
не отвлекайте докладчика, например, взглядами в окно, скрипением, копанием в портфеле;
не перескакивайте к заключению темы разговора.
20. Конфликт и его решение.
21. Невербальная коммуникация (А. Пиз, Дж. Фаст).
22. Принципы межличностной коммуникации Дейла Карнеги.
23. Принципы межличностной коммуникации Э. Шострома.
25. Суть техники речи.
Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
26. Структура доказательства. Виды доказательств.
Структура доказательства:
- Тезис – положение, которое необходимо доказать. Он должен быть:
- Простым (должен быть понятен многим), Ясным (избегать двусмысленности), Доступным (простыми словами).
- Непротиворечивым
- Не должен теряться (случайно) или подменяться (умышленно)
- Основание или аргумент – то с помощью чего доказывается тезис.
- Аргументов должно быть достаточно для доказательства конкретного или данного тезиса. (Аудитории выдаем не все аргументы, как минимум 3 оставляем для себя).
- Аргумент должен быть доказан независимо от тезиса.
- Аргумент должен быть истинным. (историческая или научная достоверность.)
- Демонстрация – это отношение между конкретным тезисом и конкретными аргументами.
27. История риторики (общая характеристика по эпохам и характеристика риторики одного из представителей по каждой эпохе).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.