Сватовство

24.12.2014 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Вообще, обычаи у всех трех племен относительно вдов те же, что и для девушек.
90. У ичкерийцев если девушка увезена с согласия или без согласия ее и при этом переночевала хотя бы одну ночь у увезшего ее или у родственников его, то в удовлетворение родственников девушки отдается калым и гебенгак, а девушка возвращается домой. Если же девушка не пожелает выйти замуж за увезшего ее, то имеет . В остальном все сходно с ауховским адатом.
91. У салатавцев если, с согласия или без согласия девушки, она увезена, во всяком случае виновный удовлетворяет ее родных платой 10 руб. серебром; чести же при этом не делается никакой. Если девушка увезена с согласия ее, то выдается замуж за увезшего ее. Если же девушка была засватана за другого, то увезший ее обязан год скрываться от жениха и тогда уже, примирившись, уплачивает ему (а не родным ее) 10 руб. серебром
Во всех трех наибствах увоза замужней женщины не бывало и на это даже нет адата.
Сватовство
92. Сватовство делается всегда через почетных людей, которые заключают условия калыма и гебенгака за невесту, через них же передаются подарки жениха невесте и делается угощение ее родных.
93. Родственники девушки имеют право выдать ее за кого пожелают; от них зависит принять во внимание желание невесты. Скоро новый год и пиротехника оптом находится здесь.
94. Но бывают случаи, что какая-либо из засватанных сторон пожелает уничтожить это сватовство, тогда, если противная сторона не желает этого, или не хочет кончить миролюбиво споров за подарки и калым (гебенгак же отдается девке по выходе ее замуж), споры разбираются по адату в народном суде.
95. У ауховцев: 1) жених всегда имеет право отказаться от засватанной им невесты, причем подарки, им сделанные, и калым возвращаются ему; если же родные невесты докажут, что жених хотя бы дотронулся до невесты, то подарки, ей сделанные, остаются у нее; 2) если же родственники девушки отказывают жениху, тогда они возвращают ему все подарки и калым вдвое; 3) бывают случаи, что родные невесты отказывают жениху под тем предлогом, что будто бы невеста не хочет выйти замуж за засватавшего ее жениха; тогда суд спрашивает саму невесту, и если она не подтвердит показания своих родственников, то суд приказывает ее родным выдать ее замуж. Если же окажется, что она действительно не хочет идти за этого жениха, то последнему отказывается и возвращается вдвое все полученное при сватовстве.
96. У ичкерийцев все совершенно так же, как и у ауховцев, с той лишь разницей, что по пункту первому — если жених отказывается от невесты, то во всяком случае получает свои подарки и калым обратно; если же будет доказано, что он хотя бы дотронулся до невесты, то делается ей честь, как за бесчестие.
97. У салатавцев все так же, как и выше сказано, исключая 1-й пункт, по которому жених имеет право отказаться от невесты, но в таком случае все, полученное от него при сватовстве, остается у невесты; сверх того, если жених не очистит себя от того, что не дотрагивался до невесты (способом, как за бесчестие), то должен отдать ей половину условленного при сватовстве гебенгака.

Метки текущей записи:
,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,232 сек
Память: 10.35MB