Шариат не пользовался значением до самого водворения Шамиля
Точно так же в Чечне, где ислам утвердился не раньше начала прошлого века, шариат не пользовался значением до самого водворения Шамиля. По сведениям, сообщенным о чеченском шариате в сборнике Фрейтага 1843 года, «чеченцы всегда были плохими мусульманами; суд по шариату, слишком строгий по их нравам, в редких случаях находил место; обычай и самоуправление решали почти все дела». И само духовенство в Чечне бедно и невежественно: в муллы обыкновенно избирают какого-либо деревенского грамотея; ему и дают в распоряжение шариатские книги для отправления должности кади — сельский грамотей-кади, таким образом, и разбирает по-своему, лишь формально руководствуясь шариатом (произвольно толкуемым кадием), главным образом, дела по наследству, завещаниям и опеке. При Шамиле изменилось положение дел: имам отменил вовсе адат, «потворствовавший слабостью своих постановлений буйным страстям чеченцев», и предписал судить все дела «ученым» кади по шариату; прежний адат остался в силе только в тех общинах (надтеречных деревнях — Новом и Старом Юрте, Брагунах и чеченских деревнях, живущих на Кумыкской плоскости), на которые не простиралась власть имама. Если вы хотите получить еще образование, тогда учитесь дистанционно в московских вузах.
Господство шариата в Чечне длилось недолго: вслед за падением Шамиля адат был восстановлен самим же народом, как и в Дагестане. И позже, как видно из сборников местных адатов 60-х годов, шариату в Чечне подлежали лишь немногие гражданские дела, и то в том только случае, если адатный суд «затрудняется в решении последних по неимению ясных фактических доказательств. Таким образом, делается постепенное уменьшение значения шариата и перенесение дел из его ведения в порядок адатного производства».
1 См. статьи о кумыках (Кавказ. 1846. № 38; 1848. № 44).
2 См.: Введение // Сборник адатов жителей Кумыкского округа.
3 См.: Сборник Фрейтага. 1843. Т. 1. Гл. 1: Духовенство; Гл. 2: Суд по адату. Ср. Иванов П. Чечня // Москвитянин. 1851. Окт. С. 184-188, 198); Лубровин Н. Ф. Очерк Кавказа… Т. 1. С. 456.
4 См.: Сборник адатов жителей Нагорного округа 1864 года: Вступление. «Ведению шариата подлежат все дела, до религии и совести касающиеся; дела по бракам, разводам, опеке над малолетними и умалишенными, по наследству, по разделу имущества; торговые, долговые (если нет процентов) и вообще исковые и тяжебные — если суд затрудняется в решении последних по неимению ясных фактических доказательств. Некоторые из дел, подлежащих ведению шариата, если они имеют ясный вид, решаются и прямо судом (по адату), имея, впрочем, в виду шариатские постановления».
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.