Опоясавшись саблями, разрубающими всадника вместе

22.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Опоясавшись саблями, разрубающими всадника вместе с конем,В стальных панцирях и шлемах,Взяв прочные щиты для [защиты от] ружей,[Пристегнув] пороховницы, бьющиеся о спину [при езде],Надев на руки налокотники,Вскочив на грызущих железные удила неудержимых коней,Догоняющих [дикого] зверя [одним] прыжком,Покрыв коней черкесскими седлами,Приторочив к [седлам] андийские бурки,[Пристегнув сумки] с общественной казной (байтулмал),бьющиеся о спину [при езде], Подняв значки [на копьях], достающие до луны в небесах, [Так] одним отрядом (къокъа) они поднялись на газават.(Надиршагь виххизавиялъул кеч1: 1942, 11-12;пер. с авар. мой. — В.Б.)В диалоге пленного казикумухского хана Сурхая и Надир-шаха, приведенном в песне, победитель, видя доблесть вновь подошедшего отряда противника, спрашивает у Сурхая:— Долгой тебе жизни, безрукий Сурхай, Чей сын там вот — скачет на черном коне? Радостной тебе жизни, безрукий Сурхай, Из чьих краев отряд, что подошел?
— Хунзахские Дайитилал — подошедший отряд, — Дымом ружей своих они сожгли весь свет, — Разве ты не слышал про лучших храбрецов? На черном коне — сын мой Муртазали.(Героические песни: 1971, 186, 202.)По справедливому замечанию современного дагестанского этно графа М.А.Агларова, тухум как воинское подразделение выступал только в экстраординарных ополчениях «вольных обществ». Обычно же для набега или отражения нападения неприятеля набирались ополченцы со всей сельской общины {Агларов: 1988, 128; ср.: Шил линг: 1993, 158-159).Любопытно отметить, что как эпитеты, так и структура только что приведенных песен об отражении нашествия Надир-шаха ополчением горцев удивительно напоминают песни о набегах. На это обстоятель ство уже обращали внимание дагестанские фольклористы (см., напри мер: Ахлаков: 1968, 180). В справедливости этого замечания чита тель может убедиться сам, сравнив процитированные выше отрывки с переводами аварских песен о набегах, которые разбираются в сле дующем параграфе данной книги, посвященном культу горца-джигита.

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,236 сек
Память: 10.39MB