Общий обряд, суд по обычаям, или адату

09.12.2014 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

1 В ст. 34 дополнительных обрядов сказано, что пчельнику платится по фунту с пуда (меда?) тем, у кого они караулят.
2 По преданиям, а в обрядах нет.
3 По преданиям.
4 По обряду после чумы, ст. 10.
5 «Валий — собственно значит владетель; валий же в Кабарде — это бывший верховный председатель мехкеме и правитель народа. В Кабарде до 1807 года и несколько позже временно было два валия: один в Мисостовой и Атажукиной, а другой — в Бек-Мурзиной и Кайтукиной фамилиях; после же был один. Валий избирались народом из княжеских фамилий, и преимущество в выборе давалось старшему по ле-там князю». См.: Трабовский Н. Ф. Очерк суда … // ССКГ. Вып. 4. С. 8 (Примеч. издат.).

63. Описываемым обрядом, т. е. адатом, или обычаем народным, управлялись все народные дела в Кабарде до чумы; потом 1807 года июля 10-го сделано, по настрой-ству духовенства, с согласия князей и узденей, в отмену прежних обычаев по закону Магомета нижеследующее народное условие 3:
64. В Кабарде прежде были две махтемы, т. е. два суда: одна в Мисостовой и Ата-жукиной, другая в Бек-Мурзиной и Кайтукиной фамилиях; одна другой не препятствуют в разбирательствах и всякая судит свои народы; это положение изменяется только в таком случае, если окажутся просьбы, по которым не требуется ответчиков; дело может быть тогда решено по одному прошению подателя его 4. Ищете распил, тогда посмотрите тут – РАСПИЛ ЛДСП.
65. Махтема есть суд, в коем старший — валий 5, а после него два или три князя; прочие же из узденей, чередуясь по три месяца, сменяют Друг друга; князья в суде очереди между собою не ведут. Всех членов — двенадцать, в том числе секретарь и валий *.
66. Прежде учреждения махтемы решенные дела, хотя бы неправильно, не возобновляются.
67. С учреждения махтемы сколько окажется нерешенных дел — разобрать и дать обиженным удовлетворение, исключая те дела, которые касаются черного народа; таковые решать и усмирять ослушников возлагается на одного валия при депутате от черного народа. На будущее же время всякое дело в Кабарде решать по шариату, кроме дел, касающихся до черного народа, который не согласен на это 2.
68. Имения, оставшиеся после умерших неразделенными за сорок лет до махтемы, дозволяется разделить по наследству, кому что следует.
69. Никому не дозволено тайно просить кади о своем деле; ответчик и истец должны излагать просьбу свою в одно время и требовать решения, а добивающийся заранее от кади, какой конец он положит его тяжбе, подвергается оштрафованию двадцатью рублями серебром. Кади, удовлетворивший непозволительному любопытству просителя, штрафуется на равную с ним сумму, и оба штрафа делаются собственностью валия 3.

Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,237 сек
Память: 10.4MB