Как известно, для отечественных ученых долгие годы

30.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Как известно, для отечественных ученых долгие годы было абсо лютно невозможно приложить методику правового плюрализма к рос сийским материалам. «Железный занавес» долго лишал их возможно сти диалога с зарубежными коллегами. Более того, развитие россий ской этнографии , которая в конце XIX — первой трети XX в. достигла успехов, сопоставимых с достижениями более поздней юри дической антропологии, было насильственно прервано в годы сталин ских репрессий. По верному замечанию А.А.Никишенкова, изучение негосударственных регулирования общественных отношений «как бы ушло из юридической плоскости и осуществлялось в рамках анали за „пережитков” древних форм родовой и общинной организации, семейно-брачных отношений. Традиционные отношения собственно сти рассматривались почти исключительно через призму формацион-ных политэкономических макромоделей» (Никишенков: 1998, 4).С 50-х и вплоть до начала 90-х годов соиионормативной культу рой в России и на Кавказе занимались единицы. Немалый вклад в ее изучение на кавказских материалах внес уже упоминавшийся выше известный советский этнограф М.О.Косвен. Кавказ привлекал его главным образом своей архаикой. В общественном быту и фолькло ре кавказских горцев он видел немало «пережитков» первобытности, в частности дуальной социальной организации, мужских союзов, до-правовых юридических обычаев (Косвен: 1925; 1961, 128-129). Изучение первобытного общества на северокавказских материалах продолжили ученики Косвена, в частности А.И.Першиц. Едва ли не больший интерес представляют работы другого современного рос сийского этнолога, Ю.И.Семенова. Занимаясь главным образом пер вобытным обществом, он много сделал для изучения истории обшины, соотношения власти, права и обычая в адате (см., например: Семе нов: 1968, 1979, 1997). Юрию Ивановичу принадлежит оригиналь ная концепция ущерба, которым он заменяет понятие преступления в адате. Согласно Семенову, обычное выступает первоначально как доправовой обычай, субъектами права в нем являются не инди виды, а коллектив (род, обшина). С возникновением государства при рода адата меняется, он постепенно превращается в (Семенов: 1997, 11-12, 18-22). Не всё в подходе Ю.

Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,232 сек
Память: 10.46MB