Кроме мирового разбирательства, вырабатывающего в форме судебного «маслагата»
Кроме мирового разбирательства, вырабатывающего в форме судебного «маслагата» основные начала адатного права горцев, последнее образуется также вне судебной практики, именно в форме масяагатов вечевых, на мирских сходках, исстари являвшихся рядом с третейством главными органами обычного права народа.
По коренному мусульманскому праву, каждое общество (джамаат) правоверных имеет свои сходки стариков и почетных жителей для совещаний об общественных делах, на таких сходках при недостатке адатов по тому или другому вопросу старики устанавливают мирской «маслагат», переходящий при дальнейшей практике в постоянный адат общины 2. Те же порядки доселе существуют у всех кавказских горцев. Так, в дагестанских аулах всегда имеется особое место на площади, куда в установленные дни собирается по обычаю сельская община (донамаат), для установления «маслагатов» по общественным делам, не решаемым существующим адатом. В лице своих «саахвалов» (белобородых старцев) община устанавливает мирской маслагат — соглашение, становящееся основанием народного адата по данным вопросам 3. Если вам задали курсовую по праву, то найти ее можно
По старым кумыкским обычаям, мирская сходка также решает общественные дела по маслагату, если на данный случай нет руководящего адата 4. Таковы же «советы» стариков и вообще мирские сходы и собрания с их маслага-тами по общественным делам у других горцев Северного Кавказа — осетин, чеченцев и пр. По словам Лаудаева, с умножением чеченских родов «старики всех окрестных фамилий стали собираться для совещаний о прекращении беспорядков в стране. На совете ими определялось, какое возмездие должно последовать за различные преступления. Старики возвращались домой, объявляли фамилиям устно свои постановления и заставляли их клясться свято исполнять их».
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.