кавказские горцы, по врожденной страсти, часто совершают воровство и между своими
Однако, несмотря на то, кавказские горцы, по врожденной страсти, часто совершают воровство и между своими, и уличенный в краже на месте не только подвергается штрафованию, но и делается презренным не потому, что он решился на воровство, а оттого, что он не умел совершить это в тайне, как неискусный вор». Кавказские обычаи, впрочем, дозволяют в некоторых случаях воровство и между «своими».
Таков институт «барамты», о которой говорится впервые в сборнике кайтахских адатов XII века (уцмия Рустем-хана)1. Точно так же свод адатов Северного Кавказа 1847 года указывает на существование обычая барамты у кавказских горцев еще в настоящем столетии: «Случается, что обидчиком может быть лицо, имеющее силу и вес в обществе, которого и судьи не в состоянии принудить к исполнению приговора; в таком случае обиженный удаляется в другую деревню или общество и с помощью своих родственников или кунаков что-нибудь ворует у обидевшего его».
«международного» положения у горцев вопроса об обязательности адатов, именно лишь между «своими», исполнявшими присяжный маслагат,— обязательство жить в согласии, не нарушать прав членов своей общины и племени. Чуть только обидчик добровольно не удовлетворял обиженного, он нарушал тем самым союзный маслагат, становился вне защиты родового адата: в отношении к нему последний терял силу и уступал свое место самоуправству (барамте). Такое же самоуправство в отношении к «своим» дозволялось и в других аналогичных случаях: «Когда два горца поссорятся между собою и если обидчик не пожелает судиться с обиженным (т. е. будет уклоняться от суда), то последний крадет что-нибудь у первого и, представив украденную вещь в суд, заставляет этим противника своего судиться с ним».
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.