К вопросу о развитии западноевропейской тематической плафонной живописи

06.09.2016 Автор: Рубрика: Бизнес»

Наибольшая смысловая и декоративная нагрузка приходилась на те вещи, которые имели наибольшее бытовое значение, или же на те части интерьера, которые были наиболее легко и удобно обозримы. Потолок так же, как и в храмах, играл второстепенную роль и украшался, как правило, только легкой декоративной росписью.

Поэтому большой интерес представляет необычная роспись недавно открытой в Казанлыке (Болгария) античной гробницы IV века до н. э. Главное помещение гробницы, круглое в плане, перекрыто конусообразным шатром с отверстием в центре. Своды шатра украшены двумя параллельно идущими фризами. На нижнем, более широком, представлена сцена прощания с умершим, столь распространенная в греческих надгробных плитах и погребальных ликифах. По композиции она близка к зофору Парфенона. В верхнем более узком фризе представлены три колесницы, быстро мчащиеся друг за другом. Фигурные фризы разделены узкими полосами орнамента. В росписи Казанлыкской гробницы задача украшения живописью свода не выступает еще в качестве самостоятельной художественной проблемы. Художник пользуется здесь композиционными приемами, выработанными греческим искусством для украшения стен или даже для вазовой живописи.

Декоративное убранство свода по самому конструктивному смыслу своему требует замкнутой центрически-ориентированной композиции. Отчетливо скандированный шествия и стремительное движение несущихся колесниц удачно связываются с формой и назначением вазы, которую зритель рассматривает, постепенно поворачивая в руках, или с фризом храма, также постепенно развертывающимся перед зрителями и заставляющим его обойти здание со всех сторон. На своде Казанлыкской гробницы этот динамический ритм вступает в явное противоречие с самой архитектурной логикой шатра, перекрывающего небольшой, замкнутый, статически решенный интерьер.

 

  •  
Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 5601 статья.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.