ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ «ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОЧЕРКА ЧЕРКЕССКОГО НАРОДА», СОСТАВЛЕННОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ПОЛКОВНИКОМ БАРОНОМ СТАЛЕМ В 1849 ГОДУ

01.12.2014 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

2) Учение это, возникшее в Дагестане и Чечне, мало-помалу проникает к черкесам. Везде, где оно проникло, горцы разрывали связь с нами, меновая торговля прекращалась, покоренные нами бросали свои аулы и уходили в горы. У черкесов проповедовали шариат Гаджи-Магомет (1842—1844), Салиман-эфенди (1845) и шейх Магомет Амин (с 1849 года). Все они родом из Дагестана или Чечни; доверенность и уважение к ним черкесов весьма значительны. Не менее того шариат еще не утвердился между черкесами и встречает сильное сопротивление в классе князей и дворян, которые не желают потерять своих прав и преимуществ. От этого агенты Шамиля преимущественно стараются возбудить в народе вражду против князей и дворян и ласкать чернь. В Закубанском крае чернь, темно понимая учение, проповедуемое агентами Шамиля, сильно ему сочувствует; что же касается до князей и дворян, то Магомет Амин немногих успел склонить на свою сторону.

 

 

III. Аталычество. Воинственный черкес, избегая всего того, что могло бы изнежить его душу, не воспитывает своих детей у себя дома, а отдает их на воспитание своим ближайшим друзьям. Вскоре после рождения дитяти у князя или именитого дворянина (уорк) являются многие охотники, желающие взять новорожденное дитя и быть его воспитателем, или «аталыком». Аталык обязан вскормить ребенка, выучить его наездничеству, стрельбе в цель, безропотному перенесению голода, труда и опасностей; водит его или посылает с надежными людьми на хищничество, сначала легкое, а после — более значительное и опасное. Аталык должен ознакомить своего воспитанника с верой и народными обычаями, водить его на народные собрания и разбирательства. Окончив воспитание молодого князя, аталык должен вооружить его, одеть прилично, подарить ему коня и привести в отцовский дом. С этого времени оканчиваются обязанности аталыка; но воспитанник часто так привязывается к аталыку, что любит его больше своего отца. Бывали случаи, что в ссорах отца с аталыком воспитанник принимал сторону последнего против родного отца. Связь по аталычеству почитается у черкесов священной: все семейство аталыка есть родное своему воспитаннику. Чем значительнее князь или дворянин, тем более находится охотников породниться с ним и принять на воспитание его сына.

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,226 сек
Память: 10.47MB