Издание сборника «Адаты горских народов»
Опущены также и приложения — «Материалы для библиографии обычного права черкесов и малкарцев» к первому выпуску и «Материалы для библиографии обычного права осетин, чеченцев и кумыков» ко второму, а также «Указатель материалов с объяснением главнейших адатов» к обоим. Причина проста: библиография, по определению М. О. Косвена, «совершенно неудовлетворительна» — сегодня она представляет интерес лишь для научных работников, а предметный указатель включает многие положения и объяснения, которые «ныне совершенно устарели».
В ряде сборников количество глав и статей не соответствует указанному Ф. И. Леонто-вичем в предисловии, так как им использовались источники разных лет, а часть статей была «изложена в виде прибавлений к отдельным главам»; некоторые статьи перенесены в другие разделы или сборники.
В работе присутствует разнобой в написании сословий, имен, географических названий, так как адаты были составлены из сборников разных лет и авторов. Например: фарсаглаг — у Норденстренга (1849), фарсаяек—у Голицына (1844), фарсаяак—у Леонтовича и в сборниках горского управления 1866 года; бадеяята — у Леонтовича, базеяамъг — у Голицына и т. д. А также варианты: муртазакщ муртазеки, муртазики.
В книге особенности орфографии, стилистики, а также рубрикация и примечания в основном сохранены в авторской редакции.
Этнический ренессанс, охвативший большинство населения земли, как и всякое явление, обсуждается на всех уровнях массового сознания. Всплеск общественного интереса к этническим проблемам подогревается драматическими процессами.
Проблемы Кавказского региона не стоят в этом смысле особняком. Им есть объяснение, как и есть варианты решения. Но какой из этих вариантов ни рассматривай, необходимо, прежде всего, проявлять уважение, доброжелательность, понимание естественного своеобразия обычаев и традиций наших народов.
Издание сборника «Адаты горских народов», по мнению издателей, служит этим целям, одновременно выдвигая в повестку дня вопрос: почему бы Российской Федерации, полиэт-ничной и межконфессиональной стране, не учесть в федеральных кодексах местную специфику или допустить полиюридизм, четко разграничив сферы компетенции разных систем права?..
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.