Хуштада и проч.).Пролитая кровь представителей разных
Хуштада и проч.).Пролитая кровь представителей разных сословий горского общест ва традиционно оценивалась по-разному, особенно на Северо-Запад ном Кавказе и в равнинном Дагестане. По подсчетам В.К.Гарданова, изучавшего адат кабардинцев, «цена крови» князя «колебалась от 6 до 8 тыс. быков… тогда как „цена крови” простого свободного адыга (кабард. лъхукьуэлГ) составляла в XVIII в. всего лишь 160 быков…». За убийство раба платили его «рыночную стоимость» (Гарданов: 1967, 233). По верному замечанию В.Х.Кажарова, «высокая „цена крови” князя укрепляла и безопасность его подвластных» (Кажаров: 1994, 406). Согласно адату, кровная месть не могла быть обращена против лица, занимающего более высокое положение в социальной иерархии.В большинстве районов Нагорного Дагестана и Чечни с сильной независимой общиной для предотвращения взаимного истребления целых тухумов было принято высылать убийцу (а в некоторых райо нах — и его ближайших родственников) далеко за пределы владений той сельской общины и даже конфедерации («вольного общества»), откуда он происходил. Многие селения Нагорного Дагестана основа ны тухумами кровников, бежавшими от кровомшения. В Анди немало фамилий выходцев из Цудахарского и Акушинского «вольных обществ», а в Гидатле, Акуше, Цудахаре — андийских и т.д. (Шиллинг: Народы андо-цезской группы).В Гидатле для примирения (авар. маслах1ат/маслиг1ат [маслахат/ маслиат] от араб, сулх, мусалаха) враждующих фамилий собирались старшины (руаса) всех шести селений, составлявших Гидатлинское «вольное общество». При этом совершался следующий обряд (тюрк, бет гермек). Члены враждующих фамилий становились в два ряда. Между ними стояли старшины из нейтральных фамилий. Один из них читал молитву, затем произносил речь, заклиная навсегда прекратить вражду. После этого мир объявлялся восстановленным и устраива лось угощение (в некоторых обществах — за счет нейтральных фами лий) (Гидатлинские адаты: 1957, 35, 39). Примирение иногда сопро вождалось уплатой виновной стороной некоторой компенсации день гами или имуществом, но делалось это негласно, иначе пострадавших могли обвинить в корыстных побуждениях. После примирения кров ники становились «кровными братьями» (авар, бидул вапал, см.: Агларов: 1988, 130).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.