Адат, маслахат и шариат
II. Адат, маслахат и шариат. Народы черкесские не имели никогда письменных законов и управлялись искони своими древними обычаями. Эти обычаи изустным преданием переходили из рода в род. Совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной или общественной жизни, называется адатом или адетом. Каждый из черкесских народов имеет свой собственный адат. Все эти адаты в общих своих основаниях сходствуют. Адат кабардинский считается самым лучшим и принят почти везде у черкесов.
Маслахат есть договор. Когда враждующие племена желают помириться, то высылают посредников, которые заключают между враждующими сторонами мас: лахат, чтобы жить мирно между собой и совокупными усилиями действовать против общего врага. Маслахат, как и всякий договор, есть мера временная и теряет свою важность и обязательную силу с изменением обстоятельств.
Шариат есть нравственная философия и гражданское право магометан. В этой книге, основанной на Коране, находятся правила нравственности, о браках, наследстве и наказаниях за преступления. В настоящее время возгоревшая ревность к магометанству в Дагестане и Чечне повела за собою падение или ослабление силы адатов.
У черкесов шариат до 1829 года был распространяем агентами анапского паши, а с 1841 года в пользу распространения шариата действуют агенты Шамиля, украдкой пробирающиеся из Чечни в Закубанский край. Не менее того шариат не везде еще принят у черкесов. Князья и дворяне, не подписав сами уничтожения своей власти, не могут охотно согласиться на уничтожение адата и полное введение шариата; но в обществах абазехских, шапсугских и по всему восточному берегу шариат, не встречая никакого сопротивления в высших классах, введен в употребление. Усилению шариата способствует в особенности таригат — учение релнгаозно-полптическое, основанное на Коране. Главные основания таригата: 1) все мусульмане должны быть свободны; рабство должно быть уничтожено; магометанин не должен платить никакой дани, кроме «заката» (десятины) на мечети, в пользу распространения исламизма;
водвореыный генералом Зассом из всех армян, живших рассеянно в горах. Больше торговый народ; обычаи сходны с черкесскими. |
2) все магометане равны, и разница в сословных правах должна быть уничтожена;
1 Беглых кабардинцев числится 664 двора, 4700 душ; беслинеевцев — 11 аулов, 610 дворов, 5100 душ; махошевцев — 4 аула, 5 тыс. душ. Темиргоевцы, егерукаевцы и машхирцы соединены в числе более 8 тыс. душ под властью одной владельческой фамилии — Болотоковых. Машхирцы состоят из трех родов — Петукаевых, Хуратлиевых и Силахмеговых. Бжедухи — 50 аулов, около 4 тыс. душ, разделяются на три части, или общества: черченеевцы, хамыше-евцы и адемиевцы. Гатюкаевцев числится 6500 душ обоего пола.2 Количество населения абазехов с достоверностью неизвестно; но можно считать, что оно не меньше 40 тыс. душ обоего пола.
3 В районе Правого фланга Кавказской линии жили, кроме черкесов, еще ногайцы — татарского или тюркского происхождения. По рукописи барона Сталя, они разделяются на несколько «фамилий» и известны своим хищничеством и воровством, которые поддерживаются их связями с черкесами, как и магометанством. Ногайцы — по преимуществу кочевые скотоводы. Высшее сословие состоит из султанов (потомков крымских ханов), мурз, или князей, и дворян, или узденей, эти классы называются «белой костью». Класс несвободных, или «черная кость», есть собственность белой кости. Шариат, постепенно входящий в употребление у ногайцев, ограничил права князей и дворян мирской сходкой, которой характер и устройство то же, что и у черкесов. Ногайцы разделяются на 5 фамилий: Тахтамышевских, Мансуровских, Кипчаковских, Карамурзинских и Наврузовских. В каждом из этих родов есть свои князья и дворяне. Кроме того, был еще один аул ногайский на Урупе — Султа-новский. Это было пристанище воров, занимавшихся кражей скота и лошадей в ногайских аулах и станицах и передачей их в горы, как и получавших из гор уворованный там скот и лошадей. Часть ногайцев, не желавшая в 1823 году вернуться на Кубань, осталась за р. Белой, сюда уходят в одиночку ногайцы из всех фамилий на Кубани, уличенные в воровстве или же давшие обет пойти на несколько лет в хаджиреты (бойцы за веру). Кроме того, на левом берегу Кубани, против крепости Прочноокопская, находится Армянский аул (гияур-хабль), |
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.