ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Разработчики Всеобщей декларации прав человека
На создании Всеобщей декларации прав человека благотворно отразилось то обстоятельство, что ее готовили выдающиеся личности:
Рэнэ Кассэн — один из выдающихся французских юристов, выдающийся оратор. Был президентом факультета права Парижского университета. По поручению редакционного комитета за 2 дня составил первый проект Декларации. Рукопись его составляла сплав, сформированный различными правительствами и неправительственными организациями, в котором сочетались многочисленные предложения. В 1968 г. Рэнэ Кассен получил Нобелевскую премию за деятельность в защиту прав человека.
Элеонора Рузвельт была доверенным лицом своего мужа, президента США, готовила ему доклады, подбадривала его, осаждала правительственные службы, заставляя их заниматься проблемами тех, чьи права были ущемлены, и приобрела репутацию борца за права обиженных. Ее вклад в составление Всеобщей Декларации прав человека не связан ни с философским, ни с правовым анализом. Она была человеком, который активно действовал, стимулируя деятельность других, способствуя продвижению консенсуса. Без этих качеств, без такой способности поддерживать самые разнообразные человеческие контакты и примирять часто конфликтующие точки зрения в области культуры у нас не было бы сегодня Всеобщей Декларации прав человека.
П.К. Чанг. Получил образование в Америке. В Колумбийском университете защитил докторскую степень, подготовил диссертацию на тему: «Образование на службе модернизации в Китае». Хотя он получил подготовку на западный манер, доктор Чанг постоянно напоминал своим коллегам, что Всеобщая декларация должна включать не только западные, но и другие философские системы. Чанг использовал свои глубокие знания философии Конфуция для того, чтобы найти компромиссы по особенно трудным и деликатным вопросам.
Шарль Г. Малик. Защитил докторскую степень по философии. В течение ряда лет занимался преподавательской деятельностью в университете Бейрута. В 1953 г. сменил Рузвельта на посту председателя комиссии по правам человека, а затем стал председателем Генеральной Ассамблеи. Шарль Малик был выдающейся личностью во многих отношениях, пользовался репутацией «интеллектуального и метафизического гимнаста». Он сыграл решающую роль в процессе составления и принятия Декларации.
Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека возник в ходе разработки Устава Организации Объединенных Наций. Почему именно в этот период проблема создания механизма международной защиты в области прав человека стала столь актуальной и насколько правомерно было связывать ее с созданием новой организации? Причины сводились к следующему:
1) вторая мировая война сопровождалась вопиющим нарушением прав человека фашистскими режимами Германии, Италии, Японии, которые, по словам французского юриста Р. Кассена, действовали «с беспрецедентной варварской методичностью». Разработка универсального международного документа, закрепляющего Основные права и свободы, должна была создать убежденность международного сообщества в их первостепенной важности “для человеческого существования;
2) вполне оправдано увязывание проблемы защиты прав человека с деятельностью создаваемой международной организации, направленной на обеспечение мира и безопасности. Реализация прав и свобод возможна только в условиях мира и стабильности. Любой вооруженный конфликт сопровождается их грубым нарушением, и наоборот. Попрание прав человека неоднократно приводило к вооруженным конфликтам.
Инициатива США в постановке вопроса о разработке Декларации прав человека объяснялась активной деятельностью американских неправительственных организаций (Американский институт права, Комиссия по обеспечению мира, Американская группа планирования), которым принадлежала идея разработки Декларации прав человека и включения ее в текст Устава ООН либо в качестве приложения к нему. Такой же позиции придерживались латиноамериканские государства. Под давлением американских организаций Правительство США на конференции по выработке Устава ООН в Думбартон-Оксе в 1944 г. с участием представителей СССР и Великобритании приняло компромиссный вариант: включить в будущий Устав только статьи, касающиеся целей и задач ООН в области прав человека. Эту позицию США и латиноамериканские государства отстаивали на Сан-Францискской конференции в мае—июне 1945г., принявшей окончательный вариант Устава ООН. Благодаря их настойчивости большинство государств, в том числе СССР и Великобритания, проголосовали за включение в Устав статей, определяющих стратегию ООН в области прав человека.
Таким образом, в Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна была путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. 3, ст. 1), содействия «всеобщему… соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55).
Следует отметить, что в Уставе ООН не использовались такие термины, как «защита прав человека», а лишь «поощрение и развитие уважения к ним». Такая абстрактность формулировок объяснялась тем, что большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области. Такая позиция получила отражение в пункте 7 главы 2 Устава, устанавливающей, что «настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» .
16 февраля 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам человека, мандатом которой являлась разработка международных деклараций или конвенций по вопросам гражданских свобод. В состав Комиссии вошли представители стран, принадлежащих к разным континентам и политическим системам, что нацеливало работу Комиссии на обобщение различных доктринальных подходов, идеологий и национального законодательства.
Объединение в Комиссии по правам человека представителей различных философских, идеологических и религиозных воззрений на происхождение и содержание прав человека вызывало острые дискуссии по каждой статье проекта Декларации.
Если говорить о философских разногласиях, то они касались главным образом природы прав человека. Острые дебаты и разногласия возникли между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека. Большинство членов комиссии, особенно из развивающихся стран, поддержало позицию социалистических стран по вопросу социально-экономических прав таких, как право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, которые были включены в текст Декларации.
Заслугой советской дипломатии являются положения Декларации об универсальности провозглашенных прав и их применимости на любой территории, к которой принадлежит человек «независимо от того, является эта территория независимой, подопечной… или как-либо… ограниченной в своем суверенитете».
Острые дискуссии разгорелись также вокруг предложения представителей СССР о дополнении статей о правах человека гарантиями со стороны государства. Западные страны отвергли это предложение, ссылаясь на то, что представление государством помощи может оказаться формой давления на общественное мнение. Не нашла поддержки у членов комиссии и инициатива советских представителей отразить в Декларации связь прав человека с проблемой государственного суверенитета.
Разногласия при обсуждении проекта декларации вызывали не только идеологические противоречия, но и различия культурных традиций. Это особенно выявилось при обсуждении проекта Декларации, касающегося прав вступления в брак и равноправия сторон в браке. Предметом острой дискуссии стала трактовка права на свободу религии, закрепленная в проекте Декларации как право исповедовать любую религию или менять свои религиозные убеждения.
Приведенные факты представляют собой лишь краткий обзор и разногласий, которые возникали при обсуждении практически каждой статьи проекта Декларации. Однако в результате трехмесячной работы удалось согласовать текст Всеобщей декларации прав человека. На 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов: из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовало «за», лишь 8 государств воздержались. Среди них! Белорусская ССР, Польша, Саудовская Аравия, СССР, Украинская ССР, Югославия, Южно-африкаиский Союз и Чехословакия.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.