В исследованиях по дагестанскому обычному праву были допущены значительные источниковедческие просчеты

22.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

В исследованиях по дагестанскому обычному праву были допущены значительные источниковедческие просчеты. Во-первых, в большин стве работ не было дано четкого определения предмета исследования. Сами термины адат, кануны, заимствованные дагестанцами из араб ского языка, а также их эквиваленты в дагестанских языках (например, авар, балъ [батль], означающий также «борозда, ряд»; ср. старорусское слово ряд в значении «»: Даль: 1882, IV, 126) толковались то как чисто этнографические обычаи и обряды, то как собственно юридиче ские нормы. Еще А.Руновский, Ф.И.Леонтович и другие первые соби ратели кавказского адата отмечали, что местные жители различают два основных значения этого термина: обычай, (Руновский: 1862, 328; Леоигович: 1882, I, 4-6). Однако большинство современ ных исследователей до сих пор смешивают в своих работах не отно сящиеся к праву бытовые обычаи и обряды с уголовными и граждан скими нормами адата и даже шариата (см., например: Алиев: 1951, л. 3; Мусаева: 1995, 154-156).
Во-вторых, исследователи дагестанского адата, как правило, не владели арабским — основным официальным языком адатного судо со времен раннего средневековья до 20-х годов XX в. Подавляющее большинство ученых не знали кавказских и тюркских языков. Из-за этого они вынуждены были обращаться к не всегда точ ным переводам памятников обычного на русский язык, а также верить на слово местным знатокам адата. Со слов последних еще в 40-60-е годы XIX в. были сделаны общие списки обычного по участкам, наибствам и округам, на которые был разделен Дагестан (Адаты Дагестанской области: 1899). Последний сборник такого рода по адату кумыков был составлен и опубликован уже при Советской власти (Алибеков: 1927; одновременно издан в кн.: Даге станский сборник: 1927, 73-101).

  •  
Метки текущей записи:
, , ,
Автор статьи:
написал 5621 статья.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.