Терпение творца образа Хиггинса
Терпение творца образа Хиггинса истощилось! Нахохотавшись вволю,- а миссис Патрик Кэмпбелл активно поддерживала его в этом,- он закричал:
«- Перестаньте играть, сэр Герберт, ради бога перестаньте. Просто-произносите текст – если Вы помните его.
- Я знаю мой текст, знаю, знаю, действительно знаю.
- Я согласен, что Вы знаете Ваш текст, но Вы не знаете моего совершенно вышел из себя Шоу». Вновь и вновь он повторял исполнителю: «Все, что от Вас требуется,- это говорить текст в точности, как он у меня написан… Произносите текст, в нем все сказано»».
Противился ли Шоу исключительно театральному трюкачеству, внешней характерности в собственном понимании? Нет, сопротивление было серьезнее и глубже. Создатель героико-сатирического интеллектуального театра призывал обращаться с осторожностью и с внешней, и с внутренней характерностью, приемлемыми при постановке его пьес лишь в умеренных, ограниченных дозах.
«Я – характерный актер,- утверждал Станиславский.- Мало того, я признаю, что все актеры должны быть характерными,- конечно, не в смысле внешней, а внутренней характерности»,- развивал он свою мысль. Рассказ Станиславского о работе над ролью Штокмана раскрывает процесс рождения образа: от интуиции пришел актер к умным, тонким деталям внешнего облика героя и его духовной сущности. В результате ему самому трудно было установить, что появилось раньше – внутренняя или внешняя характерность. Станиславский полагал законным как тот, так и другой путь.
Театру переживания, психологическому театру, театру «душевного натурализма» на стадии его исторического развития, которую олицетворял собой Московский Художественный театр в начале XX века, актерская характерность – и внутренняя, и внешняя – была совершенно необходима. Задачи перевоплощения и характерности существовали здесь в нерасторжимом единстве. Обращая на это особое внимание, Станиславский писал: «Без внешней формы как самая внутренняя характерность, так и склад души образа не дойдут до зрителя. Внешняя характерность объясняет, иллюстрирует и, таким образом, проводит в зрительный зал невидимый, внутренний, душевный рисунок роли». Интеллектуальный театр Шоу не нуждался в подобной неразрывности и обязательности поисков внешней и внутренней характерности роли, потому что само перевоплощение актера в сценический образ осуществлялось в нем несколько иным способом, чем в театре переживания.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.