Следует заметить, что мечети и другие священные места

26.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Следует заметить, что мечети и другие священные места правом неприкосновенности не пользовались: «В мечеть убежишь, и там не оставлю» — гласит аварская поговорка (Чурсин: 1995, 18).Куначеские отношения связывали не только отдельные семьи и кланы, но сельские общества или даже государства. Об этом свиде тельствует один любопытный документ. Когда в 1774 г. Кабарда отошла по Кучук-Кайнарджийскому миру к России, которая свои притязания на нее обосновывала тем, что кабардинцы с XVI в. плати ли дань московским царям, то кабардинцы написали русским властям, «что они никогда в российском подданстве не были и если со времен царствования Иоанна Васильевича имели сношения с этим государ ством, то не как подданные и покорные царю, а лишь как конаки (т.е. кунаки.—В.Б.)» (Броневский: 1996, 123). В данном случае кабар динцы апеллировали к хорошо известному горцам правилу, согласно которому любой гость считался гостем всего общества или княжества, которое должно было обеспечивать его безопасность всеми доступ ными ему средствами.В Нагорном Дагестане похожие отношения иногда устанавлива лись между ханствами и «вольными обществами». Недаром в ботлих-ском, годоберинском, чамалинском и ряде других андийских языков слово «аварцы» (подданные Аварского ханства) стало синонимом «гостя, кунака» (Смирнов: 1989, 135-141; подробнее об этом см.: Бобровников: 1998в, 111, 129; 2001г, 74, 93).Согласно адату, к числу особо тяжких и бесчестных проступков относилось нарушение неприкосновенности лиц, находившихся под за шитой обшины: гостей, путников, кровников-канлы, дибиров, суфиев, пастухов или других наемных работников, временно обосновавшихся в селении ремесленников. Имелись специальные постановления по союзам общин (а не только по одному селению), оберегавшие кровни ков, нашедших защиту у общества. «Если [канлы не из нашего союза] был убит по наводке и доносу, —говорится в постановлении Гидат-линского союза, — то на доносчике лежит выкуп (дийа) и кровная месть» (фа-алаи-хи… дам) (Гидатлинские адаты: 1957, 26; пер. мой. — В.Б.; см. также аналогичное аварского селения Обода: Хрестоматия по истории и государства Дагестана: 1999, II, 98).

Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,217 сек
Память: 10.47MB