Религиозный аспект идеологии белорусского государства.
Религиозный аспект идеологии белорусского государства.
Законодательство Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
На фоне глубоких перемен в экономической, со-циально-политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране в последнее десятилетие, проблематика государственной полити-ки в сфере свободы совести приобретает особую акту-альность. От ее эффективности во многом зависит со-стояние межнациональных отношений, психологиче-ский климат и общественно-политическая ситуация в целом. Произошедшие в 90-х гг. XX в. политические, социально-экономические, социокультурные преоб-разования качественно изменили характер государственно-конфессиональных отношений. Республика Беларусь является светским государством, поэтому не может быть провозглашения (установления) ре-лигий в качестве обязательных для граждан. Статья 1 16 Конституции Республики Беларусь закрепляет | равенство всех религий и вероисповеданий перед за-коном, причем подчеркивает, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулиру-ются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Государство уважает мировоз-зренческий выбор своих граждан и не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных организа-ций, протекающую в рамках закона.
В статье 31 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что «Каждый имеет право самосто-ятельно определять свое отношение к религии, едино-лично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных зако-ном». Однако государство не может оставаться ней-тральным, когда под воздействием малоизвестных и зачастую опасных культов нарушаются права граж-дан, разрушается личность, физическое и психиче-ское здоровье подрастающего поколения, подрывает-ся безопасность государства, распадаются семьи, рас-шатываются традиционные культурные и духовные устои общества.
Современная конфессиональная структура Бела-руси является продуктом длительного исторического развития. В новой религиозной ситуации произошло
значительное увеличение числа конфессий, деноми-наций, религиозных направлений, наблюдается бы-стрый рост числа их последователей. За последние 17 лет число религиозных организаций увеличи-лось почти в четыре раза. По состоянию на 1 января 2005 г. в Республике Беларусь насчитывалось 2829 религиозных общин, в их числе православных — 1315, католических — 433, старообрядческих — 33, Христиан веры Евангельской — 482, Евангельских христиан-баптистов — 257, Совет церквей ЕХБ — 28 (без регистрации), Греко-католических —13, Ново-апостольских — 20, иудейских — 27, исламских — 24, Свидетелей Иеговы — 26, бахаи — 5, мормонов — 3, кришнаитов — 5 и др. Общины представляют 25 конфессий, церквей, религиозных направлений и де-номинаций. Число религиозных общин продолжает увеличиваться.
На территории Беларуси имеются 1092 православ-ные церкви, 410 костелов и пр. Всего насчитывается 1918 культовых помещений. В настоящее время стро-ится 237 новых культовых зданий, в том числе пра-вославных — 162, католических — 41, протестант-ских — 32; многие культовые здания ремонтируются и находятся на реставрации.
В республике со своими уставами действуют 142 религиозные организации, имеющие общеконфесси-ональное значение. Действуют православная духов-ная семинария и 2 католические духовные семина-рии, православная академия и духовные училища, 25 православных и 8 католических монастырей, 21 протестантская миссионерская организация, 43 ре-лигиозных центра и управления (республиканских и областных). Среди них 10 православных и 4 католи-ческих епархии.
В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2666 служителей культа, в том числе 1264 православных священника и 350 католических ксендзов (196 из них являются иностранными граж- данами). В 2004 г. протестантскими объединениями; было приглашено в Республику Беларусь 877 ино- странных граждан, в том числе 196 человек для ре-лигиозной деятельности.
Одной из основных характеристик религиозной ситуации является уровенъ религиозности населе-ния. Данные социологических исследований говорят о том, что в нашей стране верующими себя счита-ют около 50 % опрошенных. Это означает, что по-ловина населения Беларуси в той или иной степени испытывает религиозные потребности и вправе рас-считывать, что их удовлетворение будет предметом не только непосредственной заботы религиозных организаций, но и влияния, и уважения со сторо-ны органов государственной власти и местного само-управления.
Другим показателем отношения населения к ре-лигии является конфессиональная самоидентифика-ция, которая может не совпадать с идентификацией по признаку веры—неверия. В сознании части опро-шенных она выступает своеобразным заместителем этнокультурной идентификации.
В целом по конфессиональной принадлежности опрошенные распределились следующим образом: 80 % отнесли себя к православным; более 10 % — к католикам; почти 2 % — к разным направлениям протестантизма; 0,2 % отнесли себя к мусульманам; 0,2 % — к иудеям; еще около 1 % исповедуют другие религии. Однако точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.
Доля православных корреспондирует с долей пред-ставителей славянских этносов в составе населения республики, а доля мусульман— с представитель-ством тюркских и кавказских этнических групп.
Законодательство Республики Беларусь о свободе совести имеет трехуровневую структуру. К первому уровню относятся международные правовые акты, со-держащие основополагающие идеи, принципы рели-гиозной свободы и носящие в целом правоустанавли-вающий характер. Ко второму уровню относятся кон-ституционные нормы и законы Республики Беларусь (в том числе и содержащие упоминание о свободе со-вести, освещающие какую-либо сторону индивидуаль-ной или коллективной формы деятельности граждан и религиозных организаций). Третий уровень пред-ставлен указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Бе-ларусь, правовыми актами органов исполнительной власти межотраслевой и отраслевой компетенции, правовыми актами органов исполнительной власти Республики Беларусь.
В 1992 г. в Республике Беларусь был принят За-кон «О свободе вероисповеданий и религиозных ор-ганизациях», сыгравший свою роль в правовом обе-спечении новых отношений между государством и религиозными организациями. В 2002 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», который легализует ре-лигиозный плюрализм и одновременно упорядочивает деятельность религиозных организаций от регистра-ции до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения законодательства. На белорусском государстве лежит обязанность обе-спечить правовои статус личности по отношению к религии, т. е. обеспечить право личности на свобод-ный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа. Отношение государственных ор-ганов к человеку не должно быть дифференцирован-ным в зависимости от того, является ли он атеистом или верующим, принадлежит ли он к православным, католикам, мусульманам и т. д.
Итак, государство обязано обеспечить это юри-дическое равенство религий и религиозных органи-заций перед законом. Конфессиональная политика > нашего государства направлена на поддержание тра-; диций толерантности в межконфессиональных отно- | шениях.
В преамбуле Закона Республики Беларусь «О сво-боде вероисповеданий и религиозных организациях» признается роль Православной церкви в историче-ском становлении и развитии духовных и культур-ных традиций белорусского народа. В преамбуле при-знается духовная и культурная роль Католической церкви на территории Беларуси. Закон закрепляет | неотделимость от истории народа Беларуси Еванге-лическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.; Это не ранжирование религий, а учет степени их; распространенности, а также степени и характера их I влияния на формирование духовных, культурных,;] государственных традиций белорусского народа. Со-держание Закона свидетельствует о том, что назван-ные религии не имеют юридических преимуществ ни друг перед другом, ни перед иными религиями (веро-ваниями).
Один из ключевых вопросов Закона — взаимоот-ношения государства и религиозных организаций. Закон устанавливает, что на основании принципа отделения религиозных организаций от государства по-следнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принад-лежности, в воспитание детей родителями или лица-ми, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.
Государство не возлагает на религиозные орга-низации выполнения каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиоз-ных организаций, если она не противоречит зако-нодательству Республики Беларусь. Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формиро-вания того или иного отношения к религии. Граж-дане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. В учреждениях образова-ния не допускаются создание и деятельность рели-гиозных организаций, противоречащая законода-тельству.
Конечно, отношения государства и религиозных организаций нельзя представить как сосуществова-ние абсолютно не пересекающихся сфер. Главный смысл этой политики заключается не только в пре-сечении любых попыток дискриминации по религи-озным мотивам, но и в отстаивании свободного само-определения человека в мировоззрении и духовных интересах.
Политика современного белорусского государ-ства направлена на обеспечение конституционного права граждан Беларуси на свободу совести. В Ре-спублике Беларусь созданы условия для удовлетво-рения религиозных потребностей верующих, функ-ционирования религиозных организаций. По всем основным вопросам жизнедеятельности религиоз-ных организаций приняты соответствующие зако-ны, заложившие партнерскую форму взаимоотно-шений государства и религиозных организаций.
В целом в Республике Беларусь созданы консти-туционно-правовые предпосылки полноценного осу-ществления каждой личностыо свободы совести и ве-роисповедания, а также деятельности религиозных организаций.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.