Организованный тайный сыск в допетровской России

23.05.2015 Автор: Рубрика: Бизнес, Политология»

При этом необходимо отметить, что до Петра в российской истории стихийно организованный тайный сыск редко соприкасался с официальной православной церковью, если исключить трагическую эпоху раскола. С петровских времен российский политическии сыск вступает в двухвековую, до самого краха романовской империи, сложную систему взаимоотношений с церковью. В нашей истории правители и до Петра могли силой сместить митрополита и назначить более послушного, как сделал князь Андрей Боголюбский, могли даже убить главу русской церкви, как поступил Иван Грозный с Филиппом Колычевым, или санкционировать огромный раскол в церкви на почве религиозных реформ, как отец Петра царь Алексей Михайлович.

 

Но только Петр решил полностью подчинить русскую церковь своей абсолютной власти, загнать ее в машину своего государства, использовав для этого репрессивный аппарат своей власти, включая сыск в лице Преображенского приказа. Если даже не упоминать гонения со стороны политического розыска XVIII и XIX веков на католиков и униатов в украинско-белорусских областях империи, с официальной православной церковью отношения сыска резко изменились именно в годы петровского переустройства России.
Петр практически покончил в России с независимостью Русской православной церкви от государства, поставив ее под контроль своей власти и своего сыска в интересах государственной безопасности, из своих европейских вояжей он вывез тамошний протестантский закон: «Кто правит — тому и молись!» Чего стоит один царский приказ священникам открывать тайну исповеди, если речь идет о государственном преступлении, что будет стоить жизни царевичу Алексею и множеству менее именитых жертв петровского сыска, а будут еще и гонения на монашество, и запрет на открытие новых монастырей, и расстриженные и переданные для пыток в Преображенский приказ нелояльные петровским реформам священнослужители. Начавшаяся новая эпоха отношений тайного сыска с русской церковью стартовала еще с «утра стрелецкой казни» в 1698 году. Тогда пришедшего с иконой на Лобное место просить милости для осужденных патриарха Андриана преображенцы с оскорблениями прогнали, а сам рубивший здесь головы русский царь вслух обрушил на главу русской церкви просто шквал площадной брани. Увенчается все это в итоге отменой Петром самого института патриаршества на Руси и создания Священного синода, что ознаменовало окончательный переход церкви в государственную систему. Синодальная система доживет до самого 1917 года, но и с крушением империи Романовых в отношениях с политическим сыском в России для церкви улучшение не наступит.
Как и в истории с опричниной новое детище Петра в лице Преображенского приказа со временем возвысилось над другими органами власти в России, так происходило со всеми архаичными прообразами тайных полиций в Европе в те времена. От сыскного и следственного органа чувствовали себя зависимыми даже первые лица в государствах и фавориты царя, дипломаты, хозяйственники, военачальники, руководители не менее значимых в государстве министерств. Рецидив такой болезни излишнего возвышения тайного сыска и сейчас дает о себе знать во многих современных государствах. Когда Петр, увлеченный своими реформами и затяжной Се верной войной со Швецией за выход России к Балтийскому морю, вдруг узнал о размахе коррупции среди самых обласканных им фаворитов и сподвижников, именно его Тайному приказу было поручено следствие.

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 110 | 0,263 сек
Память: 10.19MB