Они есть повсюду: в государственных архивах, частных

03.06.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Они есть повсюду: в государственных архивах, частных и недавно восстановленных мечетных собраниях. Опрашивая горцев, я с удивлением заметил, что они часто придают большое значение документам, дано потерявшим всякую юридиче скую силу. Это явление заинтересовало меня, и я с головой погрузил ся в изучение обычного , или адата, в Нагорном Дагестане и тех перемен, которые произошли в нем под влиянием дореволюционных, советских и постсоветских реформ. Какую-то роль в моем увлечении этнографией права сыграла возможность практически использовать свои знания арабского языка, а также аварского, который я выучил в начале 90-х годов. Оба языка очень пригодились мне как для чте ния правовых документов, так и для бесед с нынешними мусульман скими авторитетами.Как бы я определил этнографию права, или юридическую антро пологию, которой занимаюсь уже около десяти лет? идя меня это наука, изучающая методами этнографии. Ее предмет — это взаимодействие права и общества в определенном историко-этногра-фическом контексте. В отличив от правоведения этнография права занимается не столько правом самим по себе, сколько его воплоще нием в том или ином обществе. В отличие от других разделов этно графии она имеет дело не только с живыми людьми, но и с правовы ми документами. Последние живут и умирают, как люди. Более того, они могут даже «восставать из мертвых», как, например, случилось с упоминавшимся в этой книге протоколом сельского схода 1904 г. из высокогорного дагестанского селения Хуштада. Сменилось три поко ления владельцев частного архива, где он пролежал все эти годы. Последние же лет десять его вновь зачитали до дыр хуштадинцы, пытающиеся восстановить в неспокойные постсоветские годы и справедливость, по их представлениям царившие до революции 1917 г. среди их предков.

  •  
Автор статьи:
написал 5673 статьи.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.