Он не нашел здесь ничего похожего на все свои мечты

22.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Он не нашел здесь ничего похожего на все свои мечты и на все слышанные и читанные им описания Кавказа. „Никаких здесь нет бурок, стремнин, Амалат-беков*, героев и злодеев... люди живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают…”» (Толстой: 19796, 251-252).* Герой популярной среди русской читающей публики второй трети XIX в. роман тической повести А.А.Бесгужева-Марлинского «Аммалат-бек».Несостоятельность оценки горца как профессионального разбой ника окончательно доказана историками и этнографами советского времени в ходе полевых и архивных изысканий, которые показали, что основой существования горского общества было развитое земле-дельческо-скотоводческое хозяйство. Набеги же, там, где они имели место, носили спорадический характер (Тарпанов: 1967, 50-55; Осма нов: 1990, 52-60). По словам самих горцев, в них участвовали не столько для личного обогащения, сколько для приобретения славы и уважения земляков (П.К. [Услар]: 1868, 38).В советском кавказоведении можно выделить два основных направ ления. Первое развивало кавказофобские идеи российской дорево люционной литературы. Его сторонники считали абречество частным случаем профессионального бандитизма, по их мнению, присущего примитивному горскому обществу. В духе господствовавшей в совет ское время марксистской парадигмы существование абречества объяс нялось особенностями «горского феодализма», основанного на «эконо мике набега» (Багиров: 1950, 21-37; Смирнов: 1952; Фадеев: 1955, 67-77). Такое толкование абречества господствовало в кавказоведе нии в позднее сталинское время.В советском кавказоведении можно выделить два основных направ ления. Первое развивало кавказофобские идеи российской дорево люционной литературы. Его сторонники считали абречество частным случаем профессионального бандитизма, по их мнению, присущего примитивному горскому обществу. В духе господствовавшей в совет ское время марксистской парадигмы существование абречества объяс нялось особенностями «горского феодализма», основанного на «эконо мике набега» (Багиров: 1950, 21-37; Смирнов: 1952; Фадеев: 1955, 67-77). Такое толкование абречества господствовало в кавказоведе нии в позднее сталинское время.

  •  
Метки текущей записи:
,
Автор статьи:
написал 6050 статей.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.