Не находя аналогов дагестанскому джамаату в современности

03.06.2013 Автор: Рубрика: Без рубрики»

Не находя аналогов дагестанскому джамаату в современности, до революционные ученые обратились в поисках сравнений к глубокой древности, причем не к каким-то историческим материалам, а к гипо тетическим реконструкциям первобытной «родовой» или «поземель ной» общины, которой тогда увлекались как в России, так и в Запад ной Европе. Такое чисто искусственное сопоставление привело их к выводу, что Нагорный Дагестан представляет собой осколок изна чальной общественной и правовой организации человечества, давно пройденной народами России и Западной Европы. Первым для Даге стана и Северного Кавказа этот тезис выдвинул К.Ф.Сталь (см.: Косвен: 1962, 192).Во второй половине XIX в. его блестяще развил М.М.Ковалевский, пришедший к выводу о «повсеместном господстве в среде горцев ро довой организации» (Ковалевский: 1888, 541). Вкратце его концеп ция сводится к следующим положениям. Тухум — это первобытный род или «поземельная община». Джамаат и «вольные общества» суть механические соединения тухумов, повторяющие их организацию в больших масштабах. «Подобно тому как тухум имеет своего старши ну и свои родовые строения, так точно община имеет своего старши ну и свой общинный сбор, к участию в котором призываются все со вершеннолетние мужского пола». Господство родового строя закреп ляет обычное , т.е. адат (Ковалевский: 1890, т. 2, 159-160). Построив красивую модель «родовой теории», Ковалевский так и не смог подтвердить ее кавказским материалом. Исследователями его творчества было давно подмечено, что тема общины выпадает из созданного им капитального труда «Закон и обычай на Кавказе» (Полянский: 1952; Агларов: 1988, 19).Во второй половине XIX в. его блестяще развил М.М.Ковалевский, пришедший к выводу о «повсеместном господстве в среде горцев ро довой организации» (Ковалевский: 1888, 541). Вкратце его концеп ция сводится к следующим положениям. Тухум — это первобытный род или «поземельная община». Джамаат и «вольные общества» суть механические соединения тухумов, повторяющие их организацию в больших масштабах. «Подобно тому как тухум имеет своего старши ну и свои родовые строения, так точно община имеет своего старши ну и свой общинный сбор, к участию в котором призываются все со вершеннолетние мужского пола». Господство родового строя закреп ляет обычное , т.е. адат (Ковалевский: 1890, т. 2, 159-160). Построив красивую модель «родовой теории», Ковалевский так и не смог подтвердить ее кавказским материалом.

  •  
Автор статьи:
написал 5758 статей.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.