Народные общества у черкесов
Черкесское дворянство (уорк) образует третью часть всего черкесского народонаселения. В Закубанском крае и у народов, живущих по Черноморскому берегу, считается более 100 тыс. дворян. Каждое княжеское или дворянское семейство имеет свой герб (тамга). Гербы редко вырезаются на оружии, еще реже для печатей, а употребляются преимущественно для таврения конских табунов. Тамги состоят из различных крючков и математических фигур, сплетенных между собой.
Поземельной собственности, отдельно от своего народа, князья и дворяне у черкесов никогда не имели. Так, по крайней мере, видно из многих споров, затеваемых общинами против своих князей. Хотите стальной пресс, тогда посмотрите тут как лучше накачать пресс.
XV. Народные общества у черкесов *. На пространстве между р. Белой (Шауг-ваше), от вершин ее до впадения в р. Кубань, по р. Пшеха, Пшиш, Псекупус, Абин, Афипс и прочим притокам Нижней Кубани, по долинам речек, впадающих в Черное море, на пространстве между крепостью Анапа и р. Бзыбь, живут народы черкесского племени, еще независимые, и число их душ достоверно нам не известно. Народы эти суть абазехи, большой шапсуг, нахто-куадж, малый шапсуг, убыхи, вор-дан, цахе, абзах, ахучипси, псху. Все эти народы в союзе между собой и в 1841 году подписали памятный у черкесов дефтер^ положивший основание их союзу.
1 В настоящей главе бар. Сталь говорит об устройстве «демократических» обществ абазехов и других черкесских племен, не имевших князей, тогда как в предыдущей (XIV) главе речь шла об «аристократическом» устройстве беслинеевцев и других племен, управляемых князьями. |
У всех этих народов князей нет, но есть дворянство (уорк) и класс крестьян. Аба-зехский народ (абазехе чиллаго) разделяется на общества (хабль), друг от друга независимые и не равные силой 1. Общества Туба, Темдаши, Джангет-хабль и Даур-хабль в 1846 году в первый раз вступили было с русскими в мирные сношения.
Каждое из этих обществ делится на большее или меньшее число общин (псухо). Общины независимы друг от друга и связаны между собою союзами, дружбой и семейными связями. Величина псухо, или общин, неравная; в каждом псухо считается от четырех до десяти деревень.
Каждое псухо управляется своей мирской сходкой (за-уча), где обсуждаются и решаются все вопросы общины. На мирской сходке прямым образом участвуют все дворяне (уорки) общины, а большим влиянием пользуются почетные старшины (томата) из важнейших дворянских фамилий. Крестьяне могут присутствовать на за-уча, но голоса никакого не имеют.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.