Народное право осетин

14.06.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

В таком «соглашении» раскрывается новое значение и роль маслагата в отношении к обычному праву. Устанавливая первые начала образования адата путем судебно-посреднической и вечевой практики, маслагат являлся затем до позднейшего времени чуть ли не единственной компетентной силой, поддерживавшей утвердившихся так или иначе в народной жизни адатов. У кавказских горцев адаты до последнего времени действовали без поддержки специальных учреждений и органов, которые бы наблюдали за их исполнением.

Недостаток таких органов восполнялся у горцев той же самой силой, которая и создавала адат,— силой «маслагатных» соглашений и союзов между отдельными родами и общинами, даже целыми племенами. Адат очень долго держался и действовал на почве мирных межсоюзных отношений родов и племен, вступавших между собой в соглашения и ряды, в видах защиты и охраны своих адатов и регулируемого ими правового порядка. В этом отношении справедливо замечают, что «адат ближе подходит к разряду международных прав, чем гражданских законов»2. Лишь в сравнительно недавнее время, когда стало усиливаться у горцев значение местных органов (старшин и пр.), главным образом под влиянием русской власти, органы эти получили возможность более строго следить за действием и исполнением народных адатов 3.

1 См.: Народное осетин // Пфаф В. Б. Сборник сведений о Кавказе. Т. 1. С. 188, 194-196.
2 См. цитированную не раз статью Карлгофа (Русский вестник. 1860. № 16. С. 531).
3 См. ниже: Описание вредных народных обычаев … Осетинского округа. 1859 год (заключительная статья) и циркуляр начальника округа Кундухова по поводу отмены вредных обычаев.

Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,222 сек
Память: 10.57MB