Момент зарождения диалога
Автор попытался – в жанре свободной интерпретации («по мотивам») представить некоторые смысловые срезы антропологической теории Мартина Бубера, мыслителя, чьи сочинения лишь сравнительно недавно и крайне вяло вошли у нас в философско-эстетический обиход. Буберовская концепция диалога не противостоит, как мы стремились показать, бахтинской, но обильно дополняет ее. Это – диалогика не борьбы, а согласия, оригинальная и, не побоюсь сказать, злободневная в современном раздерганном и вышедшем из берегов мире форма человеческой коммуникации. Если вы не можете попасть на сайт букмекерской конторы, используйте бк зенит зеркало. Оно имеет тот же функционал и создано для решения таких проблем.
Эти и многие другие аспекты теории диалогического мышления (часть первая) предпосланы в работе разговору о русском драматическом диалоге – в первую очередь об эволюционной его доминанте. Именно: движение драматической речи от простого размена реплик, катехизисных, линейных воирошаний и откликов к вольным просторам транстекстуальности. Объективности ради следует заметить, что спорадически транстекстуальность проблескивает уже в раннем русском драматическом репертуаре. В позднейшей драме она обретает неизмеримо более внушительный диапазон – изобильный разброс разноместных межлерсонажных контактов. Если у А. Н. Островского и Чехова речевая транстекстуальность носит характер конкретных персонажных адресований, то у Толстого (например, во «Власти тьмы» и «Живом трупе») она гораздо менее привязана к отдельным лицам: разноместность реплик – зовов и откликов – утрачивает композиционную необходимость и обретает статус «вероятья» (Б. Пастернак). Реплика послана в диалогическую даль, а кто персонально на нее откликнется – это уже всецело зависит от степени созвучия инициативного «отправителя» и непредсказуемого «получателя».
Работа закончена, но не завершена, – смысловые ресурсы ее, несомненно, будут умножены в исследованиях, авторы которых не устанут теоретически расплетать тайны русского драматического диалога.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.