Меморио. Акцио гипокризис
Семинар № 4 ( 2 часа)
Тема: Меморио. Акцио гипокризис
Теоретическая часть
1. Голос как средство коммуникации.
2. Составные части техники речи и их особенности: звучность, темп речи, диапазон и интонационная выразительность, тембр. Развитие диапазона голоса.
3. Паузы (логические, психологические, люфтпаузы) и их значение в ораторской речи.
4. Расскажите о способах подготовки и произнесения судебной речи.
5. Расскажите об известных вам мнемотехниках.
Практическая часть:
1. Произношение скороговорок укрепляет мышцы органов артикуляции и обеспечивает хорошую разборчивость речи даже при быстром темпе. Скороговорки произносятся сначала медленно, затем вдвое быстрее, потом в четыре раза быстрее. Желательно произносить их на одном дыхании. Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчетливо.
Примеры скороговорок: 1. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 2. Два щенка – щекой к щеке – щиплют щетку в уголке. 3. Если щи хороши, другой пищи не ищи. 4. Турка курит трубку, курка клюет крупку. 5. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла. 6. Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка. 7. Тетя чуть чего Тютчева читает.8.Крыса в риге грызла рис.
Упражнение с «камушками» является одним из самых популярных и эффективных для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, конфеты, камушки) и пытаться говорить так, как будто во рту ничего нет. Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодолеть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мышцы, и эта привычка сохраняется в повседневной жизни.
2. Прочитайте мнемоническое стихотворение. Обратите внимание на орфоэпию и дикцию. Запишите на диктофон. Прослушайте и устраните выявленные недостатки.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханья и звука.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье.
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей;
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
Голос и в тихом звучанье должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
3. Прочитайте стихотворение В. Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания. Обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.
БУРЯ С БЕРЕГА
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые.
Расплетались и сплетались от зари до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие.
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающие, опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете, вы, не медлительностями ли
Ласк, пьянящих, уводящщих в неизведанный предел?
4.
Прочитайте вслух отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Клеветникам России», следите за знаками препинания и интонацией речи.
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский, от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая
Не встанет русская земля?
5. Выучите наизусть и произнесите отрывок из понравившейся вам судебной речи. (не менее 400 слов).Постарайтесь войти в образ, используйте соответствующую мимику и жестикуляцию, интонационно попытайтесь выразить всю гамму чувств судебного оратора.
Рекомендуемая литература:
-
Александров Д.Н. Самоучитель красноречия.- М., 2003.
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов.: Учебн. пособие.- Ростов н/Д, 2002.
-
Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни.-М.,1996.
-
Князьков А.А. Техника речи и постановка голоса.- М.: Прометей, 1989. Вып. 2.
-
Плевако Ф.Н. Нашумевшие уголовные процессы; Читает Владимир Самойлов/ Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006.
-
Петров О.В. Основы судебного красноречия: учеб.пособие.- М.: Изд-во Проспект, 2006.
-
Риторика для юристов: основы судебного красноречия: Учебно-практ. пособие для студентов вузов /авт.-сост. Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
-
Савкова З.В. Искусство оратора.- СПб., 2000.
-
Судебные речи знаменитых русских адвокатов.- М., 1997.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.