Кулл, заплативший за жену калым из собственного имущества
41. Кулл, заплативший за жену калым из собственного имущества, без помощи своего каракеша, вправе прогнать ее или отпустить, в чем ему препятствия не чинить; по смерти его другому куллу отдать ее можно, но если у старшины другого кулла нет, то жена умершего увольняется к своим родным.
42. Когда господин помогает куллу в платеже калыма за жену, последний не вправе сослата жену или отпустить ее.
43. Господин, женивший своего дворового человека (казака), сам уплачивает калым, и поэтому дворовые люди никак не могут разводиться с женами, как это делают другие.
44. Если же из числа тех жен окажется какая поведения распутного или воровкой и муж жить с нею не согласится, то господин берет ее к себе и, делая служанкой, возвращает родителям и требует данный за нее калым или женщину продает и все, по продаже взятое свыше заплаченного им калыма, разделяет на две части, из которых одну берет себе, а другую отдает тому, от кого будет взята девка.
48. По смерти казаков жены не увольняются, а остаются у старшин вроде служанок.
49. Если кто после назначения калыма и обвенчания, не получив еще жены, захочет отказаться от нее, то из всего назначенного калыма половину должен уплатить жене, а другую половину оставляет у себя.
50. Служанка, или караваш, всегда остающаяся при господине, если изберет себе холостого крестьянина (название ему коренитя, т. е. ненастоящий муж) и господин на то согласится, то принимает его у себя, как жена мужа; рожденные от них дети принадлежат одному господину, и мнимый муж не может их присваивать себе; в противном случае господин вправе ему приказать никогда к ней не показываться и детей волен дарить, продавать, разбивая врозь, всех дочерей иметь у себя в виде кара-вашещ т. е. служанок, а сыновей — лигавамщ или прислужниками (поварами).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.