КАЧЕСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Выражения — свидетельства, записи, доказательства, факты, часто употребляемые критиками, киноведами по отношению к документальному кино, — предполагают, что документальный фильм представляется на рассмотрение зрительской аудитории, как и улики — суду присяжных. Это очень полезная аналогия, поскольку она подразумевает, что зрители могут посчитать убедительными далеко не все факты, которые мы считали таковыми в процессе съемки.
Некоторые виды улик всегда будут убедительнее, чем другие, и правила предоставления доказательств в суде могут помочь нам различать их. Как и большинство правил, они проверены временем и действительно помогают создавать условия, наиболее благоприятные для оценки степени достоверности и понимания того, где скрывается правда. Разумеется, судебный процесс — это несовершенная аналогия для документального фильма, так как отсутствует судья, наблюдаюший за ходом процесса. Поскольку кинематографист воплошает в себе обвинение, зашиту и самого судью, очень важно следить, особенно при освешении сложных и противоречивых ситуаций, чтобы вы предоставляли всю имеющуюся информацию и все точки зрения, а не только те, которые подтверждают ваше собственное мнение. Это будет «кенгуровый» суд, как в странах с тоталитарным режимом, представление, исход которого предрешен заранее. Фактологический фильм, снятый в таком стиле, будет пропагандой, поскольку снизит затрагиваемые вопросы до примитивного уровня. Скоро свадьба – украшения на свадебную машину тут.
Чтобы наш разговор был как можно ближе к документальному кино, я использую юридические определения, однако прошу вас воспринимать эти аналогии не буквально, а в более широком смысле. Например, свидетель в документальном фильме — это обычно человек, но вам стоит отнести сюда также и камеру и звукозаписывающее устройство, равно как и образы, звуки и речь, которые они улавливают, — ведь все это доказательства, представляющие атмосферу, идеи, условия и явления. То, что воспроизводят камера и магнитофон, иногда вполне достоверно, а иногда загадочно и непонятно. Поскольку «суд присяжных» не сможет попросить уточнений, режиссер должен предвидеть, когда необходимы подтверждение, пояснение или контекст. А теперь посмотрим, насколько хорошо работает наша аналогия.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.