Изгнание Турловых

22.12.2014 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

) Правление Турловых, никогда почти не касавшееся внутреннего устройства, мало изменило чеченцев в их гражданском быту; по выходе или, скорее, по изгнании их он представился в том же самом положении, как был в первые времена населения края; вся разница состояла в том, что там, где прежде дымился в лесу одинокий хуторок, раскидывался теперь огромный аул, в несколько сот домов, большей частью одного родства. Круг связей общественных по-прежнему не переступал границ родственных связей, однако же стал обширнее, потому что тохумы возросли непомерно. Что бы выразить одним словом тогдашнее положение Чечни можно сказать, что все формы общественные остались неприкосновенными; один размер общества изменился с возрастанием его материальных сил.
з) Духовенство
19. Духовенству магометанскому (по смыслу самого Корана) не только предоставлено высокое значение и почетное место в обществе, но даже и гражданская, дающая ему большое участие в управлении общественном. В самом деле, по завещанию пророка, суд и расправа между правоверными должны быть всегда деланы по шариату, т. е. согласно правилам суда, изложенным в Коране на всевозможные случаи преступлений; кому же, кроме мулл и ученых алимов, трудившихся всю жизнь над истолкованием часто темных и неопределенных изречений священной книги, должна принадлежать судная? Вот главная причина того величия и той важности, которую постоянно имело духовенство во всех благоустроенных магометанских государствах. По образованию стоя выше всех классов народа, к тому же держа в руках всесудную , оно управляло произвольно умами легкомысленных мусульман, привыкших во всех делах своей жизни покоряться его превосходству светодиодные светильники. Так было везде: в Турции, в Персии, в наших закавказских ханствах и даже в Дагестане. В Чечне одной, может быть, из всех мусульманских земель духовенство не пользовалось принадлежащим ему уважением до самого водворения Шамиля. Чеченцы всегда были плохими мусульманами; суд по шариату, слишком строгий по их нравам, в редких случаях находил место. Обычай и самоуправство решали почти все дела. Притом же в Чечне, как было сказано выше, не существовало никакого единства и никакого порядка; в подобном обществе власть духовенства, основанная на уважении к религии и на некотором порядке гражданском, не могла найти способной почвы, чтобы укорениться. Не поддержанное чувством своего достоинства, духовенство пришло в упадок и до водворения Шамиля было бедно и невежественно; во всей Чечне не было ни одного ученого алима; молодые люди, посвятившие себя изучению арабского языка и Корана (муталимы), ходили воспитываться в Чир-кей, в Акушу или Кази-Кумык.

  •  
Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6020 статей.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.