из с. Урада: РФ ИИАЭ, ф. 5, оп..1, д. 57, л. 3)

22.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

из с. Урада: РФ ИИАЭ, ф. 5, оп..1, д. 57, л. 3).Судя по моим полевым материалам, на северо-западе Нагорного Дагестана потомков свободных переселенцев из других сельских общин до сих пор называют апарагами (полевой материал В.О.Боб-ровникова, собранный в 1995-1997 гт. в Цумадинском районе РД). До начала XX в. их семьи либо вливались в местные кланы (тухум, кабила), либо объединялись в отдельные кланы, называвшиеся по то му сельскому обществу или союзу обшин (джамаа), откуда они про изошли. Например, тухумы переселенцев из багвалинских селений, живущие в селениях Бежта и Тлядаль, а также в аварских селениях Салатавии, до сих пор носят имя Багулал (т.е. «багвалинцы») (Хашаев:1961, 223; Мансуров: 1995, 23; Халилов: 1995, 383). Во втором-третьем поколении апараги налелялись землей и получали равные с коренными жителями . Однако при заключении браков горцы старались не выдавать своих дочерей за «чужаков», предпочитая им местные, более знатные тухумы. Отголоски деления жителей горных обшин на коренных и пришлых сохраняются в большинстве селений Нагорного Дагестана.У горцев Северо-Западного Кавказа тот же термин, звучавший здесь как абрег (кабард. абредж, более древняя форма — абретъ; абхаз, и абаз. абрагъ, осет. абырэг, мегрел, и сван, абраги), по конца XVIII — начала XIX в. означал изгнанного из общества за проступок или преступление представителя, «благородного» сословия — князя (пши) или дворянина (уздень) (Кажаров: 1994, 337-338; см. также: АВПР, ф. 115, Кабардинские дела, on. 1 (1754 г.), д.

Метки текущей записи:
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,234 сек
Память: 10.51MB