И.Семенова, в целом остаю щегося в рамках формационной
И.Семенова, в целом остаю щегося в рамках формационной парадигмы, кажется мне приемле мым. Но нельзы отрицать его большого вклада в систематизацию кав казских и прочих этнографических материалов по адату.В истории советской этнографии права нельзя обойти молчанием период поиска диалога с историками и юристами, занимавшимися проблематикой права и власти. В 70-е годы в ней сформировалось целое направление, получившее название потестарно-политической этнографии. Ее предметом исследования стали отношения и системы права и власти в первобытных и древних обществах. Сам термин (от лат. potestas — «власть») был предложен известным советским этно графом-теоретиком Ю.В.Бромлеем (Бромлей: 1972, 63; 1973, 15). Проблематика потестарно-политической этнографии была определе на в работах Л.Е.Куббеля (Куббель: 1979, 241-277). В рамках этой дисциплины в 70-80-е годы работали не только этнографы, но и юристы, как, например, А.Б.Венгеров. Из совместных этнографо-правовых исследований заслуживают внимания работы Венгерова, Куббеля и Першица, в частности разработанное ими с привлечением материалов адата кавказских горцев понятие мононорма, предпола гающее сочетание юридического, социального и бытового содержания норм права в догосударственных обществах (Венгеров, Куббель, Першиц: 1984, Першиц: 1979). Этот термин удачно отражает услов ность культурных границ, проводимых современными исследователя ми между разными областями гуманитарного знания и социальной практики.Начиная с периода «перестройки» положение в отечественной этнологии резко меняется.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.