И.Першица включить понятие правового плюрализма (или

30.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

И.Першица включить понятие правового плюрализма (или полиюридизма) в эволюционную перспективу. По его мнению, в древ ности и средневековье полиюридизм на Кавказе носил этноюридиче-ский характер. У каждого народа был свой местный адат. Дальнейшая эволюция соционормативной культуры региона шла по пути усложне ния полиюридизма: «…на этнический полиюридизм наложился поли юридизм конфессиональный, возникающий с проникновением хри стианства… а затем ислама с… шариатом… Но, пожалуй, ярче всего выражен в регионе политический полиюридизм, возникший с вхож дением края в состав Российской империи, а затем РСФСР и России» (Першиц, Смирнова: 1998, 81).Еще более серьезным недостатком постсоветской интерпретации правового плюрализма является преувеличение «традиционализма» догосударственной соиионормативной культуры. Обычное при вычно ассоциируется у большинства отечественных исследователей с глубоким прошлым, неизменной традиционной культурой (Кондра-шева: 1999, 207; Смирнова, Тайсаева: 1999, 211). Причем для дока зательства этого положения приводятся дореволюционные материалы, априорно проецируемые на современность и, как правило, не под твержденные источниками (Ахмадов, Ильясов: 1995, 21; Смирнова: 1995, 20). Вообще анализ правовых и институтов часто бывает вырван из конкретного исторического контекста. Почти все работы, посвященные адату разных кавказских народов, искусственно огра ничиваются изучением небольшого отрезка его развития с XIX до на чала XX в.В духе архаизирующей тенденции попытки местных властей в 90-е годы реанимировать институты горцев, вроде адатных или ша риатских судов, характеризуются как «возрождение и укрепление не которых адата и шариата» (Бабич: 1999, 235-236; см. также: Гостиева: 1995, 28-29). Между тем собранные мной и некоторыми другими этнологами полевые материалы убеждают как раз в обрат ном: благодаря массовым переселениям и последующим реформам второй половины XIX и особенно XX в. обычное право и другие эле менты плюралистичной правовой ситуации в регионе необратимо изменились. «Исламское и адатное возрождение» на самом деле озна чает формирование в регионе абсолютно новых постсоветских тра диций (подробнее об этом см.: Бобровников: 1995, 26; 1997а, 193-199).

  •  
Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6019 статей.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.