, хранящегося в мечетной библиотеке с. Хуштада,основные

03.06.2013 Автор: Рубрика: Без рубрики»

, хранящегося в мечетной библиотеке с. Хуштада,основные элементы — те же, как и их порядок, и даже повторы по хожи.Судя по всему, официальный тип юридических документов уже сложился в мусульманском Нагорном Лагестане к XII—XIV вв. Почти без изменений мы встречаем этот формуляр в копиях правовых актов, дошедших до нашего времени в составе рукописей XVI-XVIII вв. Первый известный правовой памятник такого рода — по становление джамаата с. Тпига от июля 1553 г. о выходе из подчи нения Казикумухскому шамхалу и о прекращении уплаты шамхалу поземельного налога (харадж) с окрестного агульского селения Зу-лер. Как и в хуштадинском случае, текст документа представляет собой историческую запись (тарих), сделанную на листках большого мечетного Корана из Тпига, хранящегося ныне в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ЛНЦ РАН в Махач кале. Здесь есть две его копии, более полная и краткая, несколь ко расходящиеся между собой по составу свидетелей соглашения. Русский перевод постановления выполнен и дважды опубликован А.Р.Шихсаидовым (Шихсаидов: 1967, 150-151; Махмуп из Хиналу-га: 1997, 198-199).Сопоставление эпиграфических правовых актов XIV в. с тпигским и хуштадинскими рукописными документами XVI-XVIH вв. позволяет сделать любопытный вывод. Если в судебном делопроизводстве XII-XIV вв. еше встречались незначительные расхождения, то к XVI-XVIII вв. по всему Северо-Восточному Кавказу стали следовать еди ному правовому шаблону. Правовое сознание горцев отличалось кон сервативностью.

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 112 | 0,237 сек
Память: 11.82MB