Господство партикуляризма в обычном праве кавказских горцев
Материалы, издаваемые нами в настоящем сборнике, как нельзя лучше доказывают господство партикуляризма в обычном праве кавказских горцев: рядом с общими адатами целого племени или общества существуют также «частные» адаты отдельных местностей, имеющие свои местные особенности в отдельных «обществах», аулах и родах Партикуляризм обычного права кавказских горцев начинает смягчаться лишь в сравнительно недавнее время.
Здесь главное значение имеют внешние влияния — с одной стороны, шариата, распространившегося у большинства горцев Северного Кавказа в начале прошлого века 2, а с другой — русского законодательства. Ограничивая действие адатов в народных судах лишь определенным кругом дел гражданских и уголовных, шариат и русское право вместе с тем ослабляли старую племенную рознь горцев, сводили их в «общества» и «округа», где действовали единообразные начала обязательного для всех права мусульманского или русского. Все это естественно и помимо особых правительственных мер должно было более или менее сглаживать резкие различия и местные особенности в обычном праве отдельных кавказских племен. Под внешними влияниями стали исчезать в течение прошлого, и особенно текущего, столетия такие «древние обряды» и обычаи горцев, в которых сохранялись следы от своеобразных институтов, сложившихся у горцев в древние времена и шедших вразрез с условиями современного им быта и видами правительства, как, например, обычаи «канлы» (кровомщения), гостеприимной кражи, религиозной проституции, левирата и т. п.
В древнее время адат был исключительною формой права у всех кавказских горцев. Первые ограничения компетентности и обязательной силы адата появляются на Кавказе со времени введения мусульманской религии и права (шариата) сперва в Дагестане с VIII столетия, а с начала прошлого века и у племен Северного Кавказа — чеченцев, кабардинцев и других 1.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.