Философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения – тип философии, представляющий совокуп-ность философских учений периода зарождения капиталистических отношений в за-падноевропейских странах XV-XVI веков н.э.
Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, но заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
1) антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
2) культ творческой деятельности приобретает сакральный характер (физический труд в древних греков ценился не так высоко, как шлюхи );
3) оппозиционность к Церкви и церковной идеологии – секуляризация (отделение) религии от науки, политики и морали (то есть отрицание не самой рели-гии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схо-ластики);
4) перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
5) становление опытных наук, что позволило развинтить научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плос-кости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселен-ной, новые анатомические знания и т.д.). Натурфилософская геоцентрическая концеп-ция Вселенной (Аристотель – пассивность материи и налагаемой на нее формы) сме-няется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея;
6) большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
7) торжество индивидуализма;
8) пантеизм натурфилософских взглядов – отождествление природы и Бо-га.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
1. Гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франче-ско Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
2. Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
3. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Ко-перник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астроно-мические и научные открытия;
4. Реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лю-тер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стре-мились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
5. Политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
6. Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построе-ния общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и все-общем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Основные проблемы средневековой философии:
- онтологическая;
- антропологическая;
- политическая;
- этическая.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.