Какие же социальные институты лежат в основе профессиональ

22.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Какие же социальные институты лежат в основе профессиональ ного разбоя на российском и советском Кавказе? На мой взгляд, это военные дружины молодежи и сельские ополчения, культ воина-джигита, обычаи кровной мести и гостеприимства.Вплоть до включения Северного Кавказа в состав Российского государства в XIX в. военные силы мелких политических образова ний — сельских обшин, их союзов и ханств — формировались по принципу всенародного ополчения. Интересно отметить, что в ара-боязычных письмах, записях адата и прочих историко-правовых
Басхйн-кала: дом-крепость мужского союза в с. Кванадатекстах дореформенного времени горское общество каждого такого образования чаше всего называлось «войском» {ажайш). По справедли вому замечанию А.Р.Шихсаидова, привыкшие думать на родном язы ке авторы этих текстов так передавали местное понятие, обозначав шее одновременно и «общество» и «ополчение». У аварцев это слово бо, у даргинцев —хуребо, у разных андийских народов — игьа [иха], у ближайших соседей дагестанских горцев из горной Грузии — зри (Шихсаидов, Гаджиев, Лавудов: 1996, 324; Хашаев: 1956, 70; Маго-медова, Халилова: 2001, 154). Смысл этого термина, кажется, в том, что в любую минуту средневековое горское общество, обшина, могло превратиться в военный отряд, способный сокрушить любого врага. Основу таких военных отрядов составляли союзы неженатой молоде жи горцев (дарг. ихтилат от араб, ихтила — «отдых за беседой, чаем, едой», кубач. батирте, рут. сехбат, цез. сидар бах1ру и проч.), деталь но изученные отечественными этнографами.текстах дореформенного времени горское общество каждого такого образования чаше всего называлось «войском» {ажайш). По справедли вому замечанию А.Р.Шихсаидова, привыкшие думать на родном язы ке авторы этих текстов так передавали местное понятие, обозначав шее одновременно и «общество» и «ополчение». У аварцев это слово бо, у даргинцев —хуребо, у разных андийских народов — игьа [иха], у ближайших соседей дагестанских горцев из горной Грузии — зри (Шихсаидов, Гаджиев, Лавудов: 1996, 324; Хашаев: 1956, 70; Маго-медова, Халилова: 2001, 154). Смысл этого термина, кажется, в том, что в любую минуту средневековое горское общество, обшина, могло превратиться в военный отряд, способный сокрушить любого врага.

Метки текущей записи:
, ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,205 сек
Память: 10.51MB