черкесы согласились на Адагумском собрании
Таким образом, тарикатное учение не могло распространяться далее круга своего; оно чуждо было светским обычаям и не переходило за черту духовной деятельности, а потому и народ, не заражаясь глубоким фанатизмом, оставался спокойным при обычных обрядах веры. В особенности кавказские племена, имея темное понятие о религии, исполняют одно наружное богопочитание, без всякого умозрения и на тех условиях, которые переданы им от предков их, не исключая туземного магометанского духовенства, едва переступающего выше одних обрядов. Из них мало таких, которые разумели бы тексты Алкорана в отношении религиозных умозрений — это сверх их познаний и выше меры учености. Вся же богословская премудрость ограничивается заповедями имама и ислама: во-первых, верить, что Бог един и нет Ему равного, бытие ангелов несомненно, все священные книги справедливы, Магомет есть истинный и неложный посланник Божий, что будет другая жизнь, добро и зло ниспосланы от Бога, все умершие восстанут, возвратятся им души и жить будут; во-вторых, строго держать один месяц в году пост Рамазан, исполнять неупустительно пять раз в сутки обычные молитвы, кто имеет состояние, обязан хотя бы единожды в жизнь свою посетить и поклониться гробу Магомета, каждый от избытков должен уделять десятину неимущим, как жертву, назначенную им Богом; верить свидетельству пророка Магомета о единстве Божием. Эти заповеди обязывается знать каждый мусульманин и научать детей своих с 7-летнего возраста. Вот все, в чем заключается сила духовного учения кавказских горцев, не исключая их безграмотных владетелей. Отличный поселок на новой риге вы найдете для жизни тут.
1 По сообщению Карлгофа, черкесы согласились на Адагумском собрании «предоставить народному собранию власть над народом и ввести у себя то, чего у них недостает для установления единства и порядка, а именно: учредить администрацию и земскую полицию. Для выполнения этого намерения они положили принять следующие меры:
а) признать постановления народного собрания обязательными для всех обществ и при-
нуждать силой к повиновению те из них, которые будут уклоняться от исполнения его по-
велений;
б) для доставления народному собранию материальных средств к тому, чтобы поста-
новления его уважались, образовать и отдать в его распоряжение постоянное ополчение на
содержании народа;
с) разделить народ на общины, каждую по 100 дворов, и поручить управление общинами избранным, или старшинам, которых обязать присягой исполнять распоряжения народного собрания и представлять ослушников и преступников на его суд. Для поддержания власти старшин назначить в распоряжение их некоторое число мутазагов (муртазиков). См.: Русский вестник. 1860. № 16. С. 544 (Примеч. издам.).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.