Благодаря усилению влияния ислама на горское общество

26.05.2013 Автор: Рубрика: Право на северном кавказе»

Благодаря усилению влияния ислама на горское общество обряд примирения (бет гермек)* в Дагестане и Чечне получил новую, более исдампированную окраску: добившись согласия тухума убитого на примирение, убийца (канлы) в сопровождении однотухумцев шел с повинной в дом своих врагов, надев на себя оружие — для совер шения над ним акта мести и саван — для собственного погребения. Глава тухума убитого снимал с канлы шашку, саван и папаху. Дибир читал первую суру Корана (Фатиха) (на севере Дагестана чтение со провождалось коллективной молитвой — зикром). Обряд завершался угощением, которое устраивали родственники убийцы. На юге На горного Дагестана для окончательного примирения кровники из раз ных тухумов нередко женили своих детей без уплаты калыма винов ной стороне. Обряд часто совершался у святилищ (зиярат) местных шейхов (полевой материал В.О.Бобровникова, собранный в 1997 г. в Махачкале и Рутульском районе РД; см. также: Рамазанов: 1990, 45; Мусаева: 1995, 158-159).* Практика кровомшения в Дагестане XIX — начала XX в.т и особенно ее этно графическая, обрядовая сторона, неплохо освешена в работах дагестанских и россий ских этнографов. На сегодняшний день кровная месть и медиаторство остаются одной из немногих детально изученных сторон местного дореволюционного адата. По этой причине подобные сюжеты специально рассматриваться не будут. Интересующихся этим вопросом я могу отослать к статьям и монографиям Б.В.Далгата, С.А.Лугуева, М.К.Мусаевой, Х.-М.О.Хашаева, Р.М.Магомедова. См., например: Лалгат: 1968, 151-153, 160-163; Лугуев: 1980, 81; Лугуев, Магомедов: 1994, 143-148; Мусаева: 1995, 156-161; Хашаев: 1956, 60-63; Магомедов: 1960; см. также следующие описания: Комаров: 1868, 26-35; Алибеков: 1927, 6-20.* Практика кровомшения в Дагестане XIX — начала XX в.т и особенно ее этно графическая, обрядовая сторона, неплохо освешена в работах дагестанских и россий ских этнографов. На сегодняшний день кровная месть и медиаторство остаются одной из немногих детально изученных сторон местного дореволюционного адата. По этой причине подобные сюжеты специально рассматриваться не будут. Интересующихся этим вопросом я могу отослать к статьям и монографиям Б.В.Далгата, С.А.Лугуева, М.К.Мусаевой, Х.-М.О.Хашаева, Р.М.Магомедова. См., например: Лалгат: 1968, 151-153, 160-163; Лугуев: 1980, 81; Лугуев, Магомедов: 1994, 143-148; Мусаева: 1995, 156-161; Хашаев: 1956, 60-63; Магомедов: 1960; см. также следующие описания: Комаров: 1868, 26-35; Алибеков: 1927, 6-20.

Метки текущей записи:
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,196 сек
Память: 10.6MB