адаты: 1957, 20). Следовательно, у Гидатлинского
адаты: 1957, 20). Следовательно, у Гидатлинского «вольного общества» был договор с перечисленными выше «вольными обществами» о праве старшин контролировать отношения сторон по поводу ишкиля.Известно немало примеров заключения подобных договоров устно или письменно, при почетных свидетелях из нейтральных обществ (см., например: Письмо сельского общества Тлакал: РФ ИИАЭ, ф. 16, № 1310; Хрестоматия по истории права и государства Даге стана: 1999, I, 33-34, 96-97). Угрожая ишкилем, общество могло выставить дополнительные условия. Например, араканцы требовали у общества Охли заставить вора-охлинца возместить убыток и суро во наказать его, в противном случае Араканское общество грозило применить ишкиль ко всему обществу Охли. Таковы же требования с. Тлондода к обществу Ассаб, общества Кеди — к Гаквари и т.д.
Письмо обшины Тлонлода обшине Ассаб
(Письма сельских обществ Тлондода, Кеди к сельскому обществу Гак-вари: РФ ИИАЭ, ф. 16, № 1310, 1292).Любопытный способ ишкиля описан в конце XVIII в. кали Рамаза ном из с. Гаквари: «Если должник из одного общества не выплачивал долг должнику из другого общества, то истец мог воспользоваться куначескими связями в обществе ответчика. Кунак истца в пятничный день обшеджамаатской молитвы в мечети забирал обувь всех находив шихся членов джамаата из прихожей. Обувь получали только после того, когда молившиеся в мечети принуждали должника или ответчи ка выплатить долг или выполнить любые другие требования, считав шиеся законными» (архив М.Нурмагомедова, цит.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.