400, д. 45, л. 512; Гайдарбеков: РФ ИИАЭ, ф. 3, on
400, д. 45, л. 512; Гайдарбеков: РФ ИИАЭ, ф. 3, on. 1, д. 236, т. XIII, л. 368).В с. Карата этнограф Е.М.Шиллинг записал историю истребления местного бекского рода Пакибай (Акибай). Каратинские уздени со ставили против них заговор во главе с муллой (дибиром) Галбаием. Главу тухума Мал л у и его сыновей убили, «жен велели бросить в реку и пригласили в Карату Шамиля… Трое детей Турач-Али[, сына Мал-лы,] были… заперты в доме. Пленники пытались вылезти через дымо ход. Тогда про них сказали — все равно из волчат вырастут волки, и лишили детей жизни» (Шиллинг. 1993, 107).Истории об истреблении ханов, чанков и беков при Шамиле до сих пор популярны среди горцев. Интересно отметить, что рассказ чики, не скрывая проявленной в этой бойне жестокости, в целом одобряют действия имама. Пытаясь оправдать резню знати в XIX в., все они обязательно подчеркивают, что предки ханов и беков были разбойниками, людьми «без закона и религии», грабившими путешест венников и жестоко притеснявшими своих менее знатных односель чан. Чтобы дополнительно очернить кланы горской знати, некоторые рассказчики выводят их из «неверных христиан» — грузин или рус ских. Это обший фольклорный сюжет для всего Северо-Восточного Кавказа. Здесь мы имеем дела с мифологизацией истории в народной исторической памяти. Представления эпохи Кавказской войны пере носятся на более раннюю эпоху — средневековье.Собранные мной полевые и фольклорные материалы позволяют предположить, что именно в послешамилевский период складываются легенды о русском происхождении тухумов горской знати. С этого времени исторические предания Нагорного Дагестана называют ро доначальником аварских ханов (нуцалов) русского князя времен Абу Муслима (VIII в.), который почему-то носил мусульманское имя Сура-кат (см., например: Умаханов: 1993, 12). В 1995 г. в багвалинском селении Хуштада я записал со слов Муртазали Салманова легендар ную родословную тухума местных ханов Инссигъай, к которому при надлежал сам рассказчик и который, по его словам, управлял селе нием до обращения багулал в ислам. В самом конце своего рассказа мой информатор «вспомнил», что родоначальник его тухума был рус ский и носил фамилию Галушкин. Любопытно отметить, что по дру гой (также фиктивной, со множеством местных доисламских имен) генеалогии того же тухума, записанной по-арабски в 30-е годы XX в., его родоначальники вышли из саййидов (см. подробнее: Бобровни-ков: 1999а, 297).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.