von: 1979; Fitzpatrick: 1980; Moore: 1986; Starr,
von: 1979; Fitzpatrick: 1980; Moore: 1986; Starr, Collier: 1987; 1989).Американские этнологи Старр и Коллиер критикуют концепцию «правового плюрализма» за то, что она рассматривает взаимоотноше ния в праве и обществе чрезмерно упрощенно и статично, не учитывая фактора внешних и внутренних влияний. Среди многих американских сторонников этой теории все еще распространено ошибочное пред ставление о том, что политико-правовые системы обладают равными возможностями и уравновешивают друг друга. В действительности же одни системы права подчиняют своему влиянию другие. Порой под влиянием господствующей системы другие неузнаваемо меняются (Starr, Collier: 1989). Частным примером такой трансформации может служить история обычного права, кодифицированного при колониаль ном управлении.Другие критики, в том числе и придерживающиеся рассматривае мой концепции, такие, как Г.Вудмэн, Ж.Вандерлинден, Ф.Стриджбош, отметили свойственную ей терминологическую путаницу. Ключевые для нее понятия «право», «плюрализм», «социальное поле» определены слишком сложно и малопригодны для использования в конкретных эмпирических исследованиях (Vanderlinden: 1989, 153; Woodman: 1995, 23; Стриджбош: 1999, 213-217). В плане методологии слабым местом концепции является упор на изучение государства в ущерб исследованию подчиненных ему социально-правовых групп. За это правовой плюрализм подвергся резкой критике юриста из Новой Зе ландии М.Джексона (Jackson: 1992).В 90-е годы был предпринят целый ряд попыток усовершенство вать методологию правового плюрализма. На мой взгляд, среди них заслуживает внимания подход, предложенный исследователями му сульманского права и общества стран Ближнего Востока, такими, как Б.Люпре, Н.Бернар-Можирон, Л. аз-Звайни, и некоторыми другими. Их взгляды были изложены на Заседаниях «круглого стола» по вопро сам правового плюрализма в арабском мире, проведенного в Каире в декабре 1996 г. Результатом обсуждения стала книга, выпушенная в феврале 1999 г. В теоретическом плане следует отметить попытку Б.Люпре заменить понятие правовой плюрализм на нормативная плюральность (normative plurality). Последняя понимается им как ре зультат взаимодействия разных полуавтономных социальных полей.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.