В Гидатле для примирения (авар. маслах1ат/маслиг1ат
В Гидатле для примирения (авар. маслах1ат/маслиг1ат [маслахат/ маслиат] от араб, сулх, мусалаха) враждующих фамилий собирались старшины (руаса) всех шести селений, составлявших Гидатлинское «вольное общество». При этом совершался следующий обряд (тюрк, бет гермек). Члены враждующих фамилий становились в два ряда. Между ними стояли старшины из нейтральных фамилий. Один из них читал молитву, затем произносил речь, заклиная навсегда прекратить вражду. После этого мир объявлялся восстановленным и устраива лось угощение (в некоторых обществах — за счет нейтральных фами лий) (Гидатлинские адаты: 1957, 35, 39). Примирение иногда сопро вождалось уплатой виновной стороной некоторой компенсации день гами или имуществом, но делалось это негласно, иначе пострадавших могли обвинить в корыстных побуждениях. После примирения кров ники становились «кровными братьями» (авар, бидул вапал, см.: Агларов: 1988, 130).Положение кровника или путника регулировалось обычаем госте приимства, распространенным практически у всех мусульманских и христианских народов региона. «Есть три качества, — отмечал в своих наблюдениях о жизни черкесов Дж.Лонгворт, — которые в этих краях дают человеку известность, — храбрость, красноречие и гостеприим ство» (Адыги, балкарцы и карачаевцы: 1974, 516). «Гостеприимство у черкесов считается первейшей добродетелью, и гость у них, кто бы он ни был, есть особа неприкосновенная», — сказано в сборнике ада-тов А.А.Кучерова (Деонтович: 1882, I, 125).О гостеприимстве горцев с теплотой отзывались дореволюционные авторы, очутившиеся в самых отдаленных районах Нагорного Даге стана, Чечни или Грузии. «Можно смело утверждать, что только свя щенный обычай гостеприимства дает возможность проникнуть в эту почти недоступную страну», — писал А.К.Сержпутовский (Сержпутов-ский: 1916, 6). Традиционно отношение горца к гостю-кунаку осно вывалось на двух принципах: во-первых, оно распространялось на любого человека, в том числе преступившего закон и даже изгнанно го из своего общества как кровника; во-вторых, ради безопасности гостя хозяин обязан был жертвовать всем, даже собственной жизнью (Кажаров: 1994, 321). В случае убийства кунака в доме, где он укрыл ся, хозяин отвечал за пролитую кровь как перед родственниками по гибшего, так и перед своим джамаатом. Согласно Гидатлинским ада-там, «с того, кто навел чужака не из нашего союза (араб, ахад мин гайр нахийати-на, в значении бо, „вольное общество”) на переселив шегося в наш союз (мая назала би-нахийати-на) [кровника] с тем, что бы убить его, [брать] котел для пени (араб, филйа) [в пользу союза]» (Гидатлинские адаты: 1957, 26; пер. мой. —В.Б.). Эти нормы не раз спасали жизнь горцев, оказавшихся в положении беглецов-абре ков.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.