Цель бога
В противовес внутренней точке зрения, мы можем занять внешнюю позицию автора. Тогда на вопрос: «Почему Гамлет откладывает свою месть до пятого акта?» — мы можем ответить: «Смерть короля должна произойти в пятом акте». Это вопрос драматургии, а не психологии. Сам по себе такой ответ был бы неудовлетворительным. Если бы Шекспир ввел месть через серию произвольных событий или совпадений только ради того, чтобы она произошла в конце пьесы, мы сочли бы это его драматургическим провалом. Точнее, это был бы случай авторской иррациональности.
Авторская рациональность подобна Божественной. Автор запускает процесс, в котором каждое событие может быть объяснено дважды — сначала каузально, а потом телеологически. Я взял эту идею у Лейбница, который писал:
Это как бы два царства: одно — причин действующих, другое — конечных. Но с точки зрения их общего происхождения одного из них недостаточно без другого, ибо они вытекают из одного источника, в котором соединены сила, производящая причины действующие, и мудрость, управляющая причинами конечными.
Цель бога — создать лучший из возможных миров. Если конкретизировать эту идею, включив в нее временное измерение, ее можно истолковать как идею создания лучшей из возможных последовательностей. Хотя переход из одного состояния универсума в другое происходит посредством обычной физической каузальности, изначальное состояние и сами законы каузальности были избраны таким образом, чтобы максимизировать общее совершенство последовательности – это как заказать фен шуй символы любви здесь.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.