СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Политическая культура – явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность определяется ее многообразными связями с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние подсистемы политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого, наличие множества различных культурных образований и т.д. Это значит, что одни элементы отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие – этапы становления политической культуры в конкретной стране, третьи – те ценности, которыми руководствуются элиты и группы электората, этносы, жители отдельных регионов.
Самоидентификация и ориентация человека в политике основаны на использовании всех его личностных, антропологических характеристик. В этом смысле в политической культуре заложены рациональные и иррациональные компоненты. Если рациональные предполагают, что человек действует в соответствии со своими интересами, статусом, разумно соотносит цели и средства их достижения, то наличие неосознанных компонентов ориентации человека в политической сфере связано с его эмоционально-чувственным восприятием мира, некритическими архетипами мышления, воспроизводством предрассудков, предубеждений и т.д. Присутствие в сознании иррационального, задающего собственную, нередко искаженную логику поведения людей, сильно затрудняет объяснение процессов формирования и функционирования политической культуры.
Дополнительную сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Отсюда большой разброс мнений по вопросу количества компонентов политической культуры. Авторы первой концепции политической культуры Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных ее компонентов выделили три уровня политических
ориентаций. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее так называемых «входах» и «выходах». Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и государственным служащим. Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.
Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розенбаум
счел необходимым вычленять «компоненты ядра», т. е. те элементы, которые играют главенствующую роль в формировании политической культуры общества. Эти компоненты он разделил на три основные группы:1) «ориентация в отношении правительственных структур» – отношение субъекта к политическому режиму, его символам, официальным лицам и нормам; 2) «политические идентификации», т. е. сопричастность индивида к «политическим единицам» – нациям, государству, городу; политическое доверие и «правила игры» (представления индивида о том, каким принципам он должен следовать в общественной жизни); 3) «политическая ориентация в отношении собственной политической деятельности», или «политическая компетентность» (участие индивида в жизни гражданского общества) и «политическая эффективность» (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).
Российский политолог Э.Я. Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в структуре американской политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества и ее институтам: государству, партиям и т.д.). Вслед за Г.Алмондом и С. Вербой, политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Я. Баталовым
на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.
Во вторую группу Э. М. Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе. Эти отношения фиксируют индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение одного неинституционального субъекта к другим. Выделяются модели политической самоидентификации (соотнесение индивида с существующими в обществе реалиями). Так, для американцев характерны отчетливо выраженная центристская ориентация, четкая партийная приверженность. Политическое самосознание включает и представления субъекта о собственных политических возможностях – оказание влияния на решения правительства. Американская политическая культура характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях.
В третью группу, по Э.Я. Баталову, входят отношения между институтами политической системы. Сюда относятся более или менее устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических решений, принципы регулирования отношений между государственными учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической игры на институциональном уровне.
Четвертую группу составляют отношения институционального субъекта к неинституциональному субъекту, т.е. политических институтов и организаций к социальным группам и классам.
По мысли некоторых исследователей, содержание политической культуры, вернее, ее структура образуют четыре элемента:
1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических, т.е. научных сведений, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна дать объективную картину политической жизни, политических процессов и событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени.
2. Культура политического мышления – умение правильно ориентироваться в различных ситуациях, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способность анализировать и систематизировать политические явления, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею те или иные решения.
3. Культура политических чувств – выдержка, хладнокровие, настойчивость, энергичность, сострадание, радость или, наоборот – злоба, неприятие, жестокость, грубость, т.е. те качества, которые служат одним из главных механизмов регулирования политического поведения людей.
4. Культура политической деятельности, которая складывается под влиянием политических традиций в обществе, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств.
Таким образом, культура политического поведения и деятельности выступает как следствие, конечный результат проявления политической культуры, обусловленный долговременными политическими порядками в обществе и особенностями воплощения ее в индивиде, социальной группе и других субъектах политической жизни.
Политическая культура – неоднозначное явление. В структуре ее ценностных отношений можно выделить общекультурный аспект. Например, отношение к насилию и свободе, к индивидуальным и общественным ценностям, к светскому или религиозному сознанию, признанию либо неприятию идеологии и т.п. Далее можно вычленить аспект политической культуры, характеризующий отношение к государственной власти как публичному центру господства и подчинения. Например, признание приоритета государства над личностью либо наоборот – признание приоритета прав личности над правами государства. С этим связано и другое – отношение к пределам власти, к своим гражданским правам и обязанностям. Наконец, можно вести речь об аспекте политической культуры, раскрывающем отношение человека к разного рода политическим явлениям, к примеру, таким, как уже отмечалось, государство, политические партии, движения, общественные организации и т.д.
Политическая культура имеет несколько уровней. Выделяют политическую культуру всего общества, политическую культуру определенного социального слоя (группы) и политическую культуру отдельной личности.
Помимо этого, политическая культура, по мысли отдельных специалистов, может также подразделяться на следующие уровни:
1) мировоззренческий – к нему относятся представления общества, группы и отдельного человека о политике и политической картине мира, а также нормы, ценности, символы, установки и ориентиры, которыми руководствуются участники политической жизни;
2) гражданский – включает в себя те мотивы, по которым люди идут в политику, навыки, средства и способы, с помощью которых граждане добиваются политических целей;
3) собственно политический уровень – его образуют позиции субъектов политики по конкретным вопросам, а именно их отношение к существующей политической системе и политическому режиму, к используемым властью средствам осуществления политики, к своим сторонникам и противникам.
Итак, структура политической культуры – весьма сложное образование. Исследователи выделяют в ней субъект и объект. Так, субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и малая или большая социальная группа, класс, нация, общество, регион, государство. При рассмотрении политической культуры по форме проявления на различных социальных уровнях, как мы уже отмечали, можно выделить политическую культуру общества, класса, слоя и личности.
Политико-культурные характеристики каждой из названных социальных общностей складываются из анализа их политического поведения на выборах, референдумах, при опросах общественного мнения, из отношения к политическим институтам, из политического опыта, особенностей менталитета, политических ценностных ориентаций и готовности двигаться к лучшим образцам политического поведения. По мере движения от частного к общему индивидуальные особенности делаются все менее заметными, в то время как общие и общечеловеческие черты политической культуры проявляются отчетливей. Например, для политической культуры отдельной личности важна работа самой личности по извлечению политической информации. Для общества или социальной группы на первый план выходит уже система политической информированности и просвещения. Естественно, что применительно к различным социальным группам роль этого фактора будет различной. Одно дело – интеллигенция, которая сама активно участвует в политической жизни, что подразумевает определенный уровень политической информированности. Другое дело – такие социальные группы, как рабочие, крестьяне, которые не всегда имеют возможность доступа к политическим знаниям и поэтому (а также другим причинам) нередко относятся к политике, политической жизни негативно.
Для выяснения специфики каждого из указанных уровней необходимо исходить из диалектики общего, особенного и единичного. Однако существует точка зрения, что данный подход раскрывает только специфику общественного сознания субъектов политической культуры, тогда как переход к ее проблематике начинается с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим сознанием, а инструментальность – наличными политическими институтами как организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием которых осуществляется политическая деятельность. Следовательно, политическая культура представляет собой единство двух подсистем – содержательной и инструментальной. При этом инструментальная система при научном анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности, содействовать развитию сущностных сил человека, его субъективных способностей, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой подход обусловливается тем, что вся культура представляет собой, с одной стороны, систему потребностей, а с другой – систему средств по их удовлетворению, определяющих универсальный способ деятельности человека по освоению мира и выявлению своих сущностных сил.
Не менее важен для понимания сущности политической культуры ответ на вопрос об ее объекте, на который направлены установки, ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом могут служить сама политическая система и определенные ее компоненты: политический режим, политические институты, политические организации и партии. «Вокруг» этих объектов складываются и политическая культура в целом и отдельные субкультуры, которые отражают неоднородность политической культуры в рамках не только одного региона, но и государственно- организованной национальной общности.
Если термин «политическая культура» применяется для характеристики политического потенциала общества, то соответствующие социальные изменения рассматриваются в рамках политической практики ее субъектов, политических отношений между ними, а также в соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества как динамическая система может изучаться как по суммарным показаниям уровней политических культур его членов – граждан, социальных групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как единый организм.
К различным видам политической культуры относятся: правовая культура, культура политического управления, политической деятельности, культура политического мышления и пр. Разрыв в развитии видов, компонентов политической культуры, если он не преодолевается, может привести к ее деформации, негативно сказываться на политическом сознании масс, на системе управления социальными процессами. Поэтому необходимо преодолевать противоречия между новым и старым в политической культуре, стремиться к ее исторически более зрелому, целостному виду.
Из названных видов культуры особо хотелось бы выделить правовую культуру. Правовая культура – это реализация правовых знаний и ориентаций, образцов поведения субъекта (общества, класса, социальной группы, личности) в исторически определенной системе правовых отношений в ходе правовой деятельности. Она включает в себя зафиксированный в законах и обычаях правовой опыт общества, его классов и социальных групп, уровень их правовых представлений, способность дать правильную оценку юридическим явлениям общественной жизни и занять соответствующую позицию, выраженную в конкретном варианте правового поведения.
В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентаций и образцов поведения участников политического процесса. Культура не сводится к индивидуальным свойствам. Ее характеризует не единичное, а массовое и типичное для данной социальной группы или общности.
Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта тесно связано с основным ее признаком. Она выступает как способ политической деятельности. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: реализация политических знаний, ценностей, образцов поведения, опыт, зафиксированный в нормах, способности людей к политическому действию и т. п.
В процессе деятельности политическая культура субъекта выступает в форме исторически культурной творческой способности и в виде объективированных культурных ценностей, т. е. признанных обществом и существующих как реальность. Таким образом, состояние политической культуры и ее структура характеризуются, с одной стороны, совокупностью культурно-психологических, идейно-теоретических и поведенческих явлений, реализуемых в политических действиях; с другой – объективированными результатами деятельности: ценностями, нормами, политическими институтами, включая интегрированный прошлый опыт, на которые ориентированы члены данного общества.
Как уже отчасти отмечалось, политическая культура отдельных политических субъектов слагается из таких компонентов, как знания и ориентации в отношении политики и различных ветвей власти; характер отношений к другим политическим субъектам, политическая самоидентификация, т. е. отождествление себя с определенным политическим сообществом и др. Степень массового проявления каждого из компонентов влияет на состояние политической системы. Так, согласно данным Г. Алмонда и С. Вербы, слишком сильная приверженность граждан определенным политическим партиям и группам может привести к дестабилизации системы. Они полагают, что для того чтобы граждане могли хоть в какой-то мере контролировать политические элиты, их преданность по отношению к этим элитам не должна быть абсолютно безусловной.
Если говорить о культуре функционирования политических институтов, то следует отметить иные компоненты. В частности, культуру принятия политических решений, культуру электорального политического процесса, культуру восприятия и регулирования политических конфликтов, характер взаимодействия между политическими институтами, уровень их идеологизированности, политическую фразеологию и т.д. Скажем, западным демократическим институтам свойственны невысокая идеологизированность, пропитанность расплывчатыми и всеобъемлющими ценностями, значительный уровень толерантности по отношению к оппозиции, ориентация на состязательность в политическом процессе и т.п.
Проанализировав разработки специалистов в области политической культуры, можно выделить иную компоновку ее структурных
элементов: прежде всего, познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий компоненты и, наконец, ценностные отношения.
Познавательный элемент предполагает знание и понимание гражданами политических интересов – социально-групповых, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В познавательный элемент входит знание сущности, функций и структуры главных государственных, партийных и общественных органов и организаций, основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в социальном управлении; основных политических процессов международной жизни.
Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления существенным образом влияют на развитие политического процесса. Они являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости.
Важными характеристиками политической культуры выступают политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, т. е. нравственно-оценочный элемент. Особое значение имеют оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально-личностное отношение к явлениям политики и власти. Эмоциональные чувства, психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств, переживаний.
Структура политической культуры включает и поведенческий элемент, который предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов различных государственных документов, в референдумах и плебисцитах; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе государственных органов и организаций; в других конкретных видах общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, организациях и движениях.
Поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Политическая установка – это отношение субъекта к политическим явлениям, а политическое поведение – это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве; их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.
Наконец в структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ориентации, отношения к власти, политическим явлениям. Характер и направленность общекультурных ориентаций раскрывают место политических явлений в структуре ценностей личности, социальной группы и общества. Значение мировоззренческих ориентаций состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям. Так, история России, Беларуси показывает в отличие от государств Запада, испытавших на себе в полной мере воздействие капитализма, протестантской этики, что жители нашей страны веками ориентировались главным образом на нормы общинного коллективизма. Он воплощал в себе приоритет интересов коллектива, общины, сословия, государства, общества перед целями и ценностями отдельной личности, потребностями индивида. Интегративным показателем явилось то, что среди важнейших ценностей для российского человека на первый план выдвигался идеал не свободы, а равенства. И эта традиция в советском обществе получила дополнительный импульс со стороны тотального контроля государства над личностью и коллективистских начал, насаждаемых советской властью в общественной жизни. В настоящее время все чаще утверждается, особенно средствами массой информации, что на основе радикальных преобразований в обществе в направлении его капитализации в сознании человека уже произошла замена коллективистских установок на индивидуалистические, а идея справедливости вытеснена идеей свободы. Такие выводы, вероятно, преждевременны, особенно в отношении Беларуси. Целесообразно говорить лишь о тенденции складывания предпосылок подобного процесса.
Политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе апробации и закрепления на практике. Будучи целостной, монолитной, политическая культура вместе с тем выступает как внутренне противоречивое явление. В ней всегда представлены творческое новое и рутинное, остаточное от прошлого, устойчивое и изменчивое, целостное и частичное. Отражая поиск и отбор новых идеалов, путей и способов их реализации, она содержит массу конфликтов, противоречий между личным и общественным, идеалом и установкой, мотивом поведения и самим поведением. Благодаря этому она способна ориентировать людей на политические действия или бездействие.
На уровне личности наиболее адекватным выражением сущности политической культуры выступают правила ее поведения, стиль деятельности как участника политического процесса. Эти правила, в конечном счете, обусловлены ценностными представлениями субъекта о политических явлениях и как таковые реализуются на практике. В них одновременно присутствуют и общепринятые принципы, и индивидуально неповторимые моменты.
Исходя из наличествующей политической культуры личности, можно говорить о ее политической зрелости или незрелости. Политически зрелую личность отличают мировоззренческая убежденность, гражданственность, проявляющиеся в сознательном, постоянно присутствующем интересе к политическим процессам, событиям, в потребности в расширении и обновлении политических знаний, самостоятельности политического анализа и принятии индивидуального решения, в чувстве ответственности за судьбы своей страны и, наконец, в участии в политической жизни. И если общество со стабильной политической системой может позволить себе освободить часть своих граждан от прямого и непосредственного участия в политическом процессе, то для любого общества, находящегося на переходном этапе, а тем более в кризисном состоянии, политическая пассивность его граждан может привести к полному краху. Отсюда следует, что политическая культура населения – это тот фундамент, на основе которого должна строиться реальная практическая политика. Можно согласиться с мнением о том, что если политика не учитывает существующего в обществе политкультуру, то она либо отторгается населением, либо искажается до неузнаваемости.
Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному организму.
Рассматривая политическую культуру как способ воспроизводства политической жизни, мы должны всесторонне выявить ее системообразующие свойства в различных аспектах по шкале уровней социальных субъектов. Собственно системный характер политическая культура обретает именно на уровне национальной политической культуры, который, в свою очередь, выступает частью совокупного адаптационного механизма конкретного народа к условиям своей жизнедеятельности. Системообразующим началом национальной политической культуры является общекультурный генотип, который включает в себя также и устойчивые способы политической самоорганизации той или иной этнической общности. Этот специфический стержень, называемый национальным характером, психическим складом, архетипом или же собственно традицией, определяет политический менталитет каждого отдельного народа, задает ценностную легитимизацию соответствующего политического поведения. Политическая традиция обнаруживается в стереотипах восприятия политической жизни, в обычаях политического поведения, в воспроизводимых схемах функционирования политических институтов. А поскольку политическая жизнь включает в себя, с одной стороны, соперничество различных групп за социальные блага, а с другой – распределение последних государством, постольку содержательная сторона национальной политики должна определяться характером выбранных предпочтений: допустимыми рамками социального неравенства; закрепленными в обычаях и праве способами политического представительства и разрешения возникающих споров; механизмом определения верховного посредника и предпочтительными методами утверждения его авторитета; ролью различных социальных групп в принятии важнейших политических решений и т.д.
Приспособительный механизм политической традиции выявляет и интенсифицирует те модели поведения, которые предопределяют внутреннюю идентичность и комфортность национального бытия. Разумеется, национальная политическая традиция видоизменяется, так как меняются внешние и внутренние условия ее существования. Какие-то элементы, компоненты традиции уступают место новым ценностям и стандартам поведения, однако ядро традиции не исчезает, оно обновляет свою внешнюю сторону, а при глубинном кризисе – и внутреннюю структуру. Но и в последнем случае должны сохраниться важнейшие скрепы идентичности, национального менталитета, иначе политическая система распадется, что повлечет за собой разрушение собственно всех сфер общественной жизни. Таким образом, политическая культура в своем системном качестве является матрицей, т. е. совокупностью укорененных базовых ценностей и норм, обеспечивающих политическое единство общества.
Далее необходимо отметить, что политическая культура может структурироваться и на уровне политических субкультур. Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других социальных субъектов и нации в целом. Одно из наиболее распространенных определений данного понятия принадлежит У. Розенбауму. Он считает, что политическая субкультура есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
Политические субкультуры порождаются социально-экономической, этнической, институциональной, территориальной и собственно культурно-статусной стратификацией общества. Традиционно в этой связи выделяются политико-культурные особенности элиты, среднего класса, низших страт и маргинальных слоев. Тем не менее, политологи пытаются выделить собственно специфические субкультурные комплексы, которые могут быть поняты в своей особой логике, не сводящейся к обычно фиксируемым сторонам социальной стратификации. Так, американский исследователь Д. Элазар полагает, что американская политическая культура – это синтез трех политических субкультур: «индивидуалиста», «моралиста» и «традиционалиста», каждая из которых особым образом адаптирует базовые ценности общеамериканской политической культуры – «рыночной площади» и «содружества».
В целом спектр различных классификаций структуры политической культуры достаточно широк. Все приведенные выше классификации являются важными для понимания данного феномена. Однако чаще всего в его структуре вычленяются такие элементы, как культура политического сознания, культура политического поведения и культура функционирования политических институтов. Первый включает в себя политические установки, представления и убеждения, а также политические традиции, обычаи и нормы. Второй – культуру политического участия и политической деятельности. В культуру функционирования политических институтов входят: культура принятия и реализации политических решений, культура электорального процесса, а также культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.
Теги: политическая культура
политическая культура общества
типы политической культуры
политическая культура россии
современная политическая культура
особенности политической культуры
функции политической культуры
понятие политической культуры
политическая культура реферат
структура политической культуры
формирование политической культуры
российская политическая культура
развитие политической культуры
типология политической культуры
патриархальная политическая культура
гражданская политическая культура
политическая и правовая культура
политическая культура современной россии
политическая культура личности
политическая и социальная культура
роль политической культуры
политическая культура казахстана
элементы политической культуры
политическая культура гражданина
сущность политической культуры
уровни политической культуры
подданническая политическая культура
политическая культура молодежи
политическая культура запада
алмонд политическая культура
влияние политической культуры
политическая культура стран
проблемы политической культуры
политической культурой является
политическая культура и политическое сознание
факторы политической культуры
политическая культура российского общества
особенности политической культуры россии
западная политическая культура
политическая система и политическая культура
политическая культура скачать
культура в политической жизни
политическая культура политология
политическая культура востока
традиции политической культуры
политическая культура человека
особенности современной политической культуры
экономическая и политическая культура
политическая культура современного общества
демократическая политическая культура
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.